Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по парциальной программе Волошиной Л.Л. «Выходи играть во двор»

Жуненко Ольга Игоревна
Маклакова Юлия Владимировна
Скляренко Лариса Александровна

Воспитатель, МБДОУ д/с №54, г. Белгород, Белгородская область
Воспитатель, МБДОУ д/с №54, г. Белгород, Белгородская область
Воспитатель, МБДОУ д/с №54, г. Белгород, Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Жуненко О.И., Маклакова Ю.В., Скляренко Л.А. Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по парциальной программе Волошиной Л.Л. «Выходи играть во двор» // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 12.05.2024).

Заказ № 1980598


 

Данная статья описывает опыт работы МБДОУ д/с №54 по практическому использованию парциальной программы дошкольного образования «Выходи играть во двор» Волошиной Л.Н. для улучшения физической подготовленности у детей старшего дошкольного возраста.

Современная модель общества должна соответствовать требованиям современной культурной, политической и экономической ситуации в России. Главную роль в этом играет образование как универсальная и идеологическая составляющая, как основа формирования личности человека с детства.

Однако для того, чтобы ребёнок стал личностью, необходимо сформировать у него потребность быть ею. Это может произойти только в условиях соответствующей социальной среды, через взаимодействие с этой средой и через развитие духовного опыта, накопленного человечеством. И только при сохранении и формировании здоровье детей в дошкольных организациях.

Сегодня существует серьёзная проблема, когда содержание и методы здоровьесберегающих технологий недостаточно разработаны в теории и практике дошкольного образования. В последние годы чётко обозначилось инновационное движение в области педагогики детского здоровья, которое постепенно набирает силу. Одним из направлений совершенствования здоровьесберегающего образовательного процесса в организациях дошкольного образования является переход к созданию здоровьесберегающей среды. Окружающая среда должна сочетать в себе преимущества педагогического и психологического подходов. В этих условиях очевидна актуальность решения проблем воспитания и образовательного процесса в дошкольных организациях всех уровней [4].

В России реализуется большое количество программ, которые содержат новое представление о развитии и воспитании ребёнка. Все они направлены на использование в режиме дня естественных факторов окружающей среды: максимальное пребывания детей на открытом воздухе, употребление рационального, богатого витаминами питания согласно санитарно-гигиенических требований.

Дошкольный возраст – это тот период, когда ребёнок усиленно растёт и развивается, когда он приобретает первые знания.

Одна из ведущих задач ДОУ - правильное физическое воспитание детей. Здоровье ребёнка и его физическое развитие – это основа формирования личности [1].

Сегодня проблема профилактики в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность.

Для коллектива МБДОУ № 54 г. Белгорода приоритетным направлением деятельности является совершенствование системы работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников, через создание здоровьесберегающего пространства, использования современных нетрадиционных средств, форм и подходов организации оздоровительной деятельности в ДОУ.

В процессе воспитания и обучения приходится бороться с вредными навыками и привычками, заменять их новыми и закреплять те, которые нужны ребёнку.

Обеспечить всестороннее воспитание детей – это приоритетная задача ДОУ. Важное место в этом отводится игре (как средство физического воспитания) [5].

При определении уровня физической подготовленности ребёнка мы ориентировались на следующие факторы:

  • степень овладения ребёнком базовыми элементами техники всех основных видов движений;
  • умение участвовать в различных видах двигательной деятельности;
  • развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных способностей;
  • двигательная активность ребёнка в течение пребывания в детском саду [6].

Физическая подготовленность проверяется по 6 основным тестам: скоростным, скоростно-силовым, выносливости, координации, гибкости, силы. После обследования анализируются показатели каждого ребёнка и сопоставляются с нормативными данными [2].

Таким образом, работа по физическому воспитанию в дошкольном учреждении № 54 г. Белгорода базируется на основе мониторинга, который проводит инструктор физической культуры с участием медицинского работника. Результаты заносятся в карту мониторинга, и используется при планировании работы с детьми.

Проведя первоначальную диагностику детей старшей группы (5-6 лет) мы выявили, что дети имеют недостаточную физическую подготовленность.

 

Диаграмма 1. Показатели физической подготовленности в начале года

 

Чтобы улучшить показатели взяли парциальную программу дошкольного образования «Выходи играть во двор» Волошиной Л. Н. Работа по которой осуществлялась в течении учебного года. Воспитанникам понравились игры из темы «Любимые игры бабушек и дедушек», «Для зимы привычны санки», «Игры родного края», «Мой весёлый звонкий мяч» [3].

Подвижные игры включают в себя базовые движения: ходьбу, бег, метание, лазание, прыжки, а также некоторые движения для развития укрепления и отдельных групп мышц. Движения, которые включаются в игру, развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную активность всех систем.

Весёлое настроение является неотъемлемым элементом игры и положительно влияет на состояние нервной системы ребёнка; радостное настроение сопровождается физиологическими изменениями в организме: повышается активность сердца и дыхательного аппарата.

Одно из главных средств всестороннего развития дошкольника это Игра.

По окончанию учебного года мы провели повторную диагностику. Она показала значительное улучшение физической подготовленности у детей.

 

Диаграмма 2. Показатели физической подготовленности в конце года

 

Таким образом используя в работе парциальную программу дошкольного образования «Выходи играть во двор» Волошиной Л.Н. мы добились значительных результатов в улучшении физической подготовленности у воспитанников. Дети с удовольствием выполняли предложенные упражнения, играли в игры. Данная методика способствовала сплочению коллектива в процессе игровых действий. Дети примеряли на себя различные роли как ведущего, так и участника. В этом возрасте важно понимать, что соблюдение правил приводит к выигрышу.

Игра может оказать положительное влияние на ребёнка только при руководстве со стороны воспитателя.

 

Литература:

  1. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе. жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2009. 96 с.
  2. Ноткина Н.А. Оценка физического и нервно – психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Ноткина Н. А., Казьмина Л. И., Бойнович Н. Н. СПб., 2003.
  3. Парциальная программа дошкольного образования «Выходи играть во двор» (образовательная область «Физическое развитие»): методическое пособие / Л.Н. Волошина и др. Воронеж: Черноземье. 2017. 52 с
  4. Поляков С.Д. Мониторинг и коррекция физического здоровья дошкольников» Методическое пособие / Поляков С. Д., Хрущев С. В. М., 2006.
  5. Примерная программа физического образования и воспитания детей логопедических групп с общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет / Кириллова Ю. А. М.: Детство-Пресс, 2013. 128 с.
  6. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста»: методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. М., 2005.