Роль устного народного творчества в воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Мухатдинова Севиля Сахатдиновна
Точилина Ольга Леонидовна

Воспитатель, МОУ «Дмитриевская средняя общеобразовательная школа», с. Дмитриевка, Ракитянский район, Белгородская область
Воспитатель, МОУ «Дмитриевская средняя общеобразовательная школа», с. Дмитриевка, Ракитянский район, Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Мухатдинова С.С., Точилина О.Л. Роль устного народного творчества в воспитании и развитии детей дошкольного возраста // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 12.05.2024).

Заказ № 1979657


 

Устное народное творчество содержит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяющие уже с малых лет побуждать детей к речевой активности.

Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским потребностям. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту. Являются образцом речи [6, c. 26].

Важным периодом в развитие ребенка является дошкольный возраст. Трудно переоценить роль устного народного творчества в воспитании и становлении личности ребенка раннего возраста. Одними из первых художественных произведении которые способен воспринимать ребенок, являются малые формы фольклора. Благодаря им взрослые легко могут установить эмоциональный контакт с ребенком, расширить кругозор, сформировать отношение к окружающему миру, обогатить речь. Народное творчество также является важным источником нравственного, эстетического, патриотического воспитания дошкольников.

Произведения устного народного творчества это первое что слышит и воспроизводит ребенок в жизни. Это колыбельные, потешки, пестушки. В ходе приобщения к этому виду народного творчества решаются следующие воспитательные задачи как:

  • развивать интерес ребенка к устному народному творчеству;
  • развить выразительность в языке ребенка, интонацию, силу голоса, разговорную речь, а также посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений;
  • открыть детям смысл пословиц и поговорок, заключающих в себе правила поведения и моральные нормы;
  • при помощи русского фольклора, а также фольклора других народов обогащать знания детей об окружающем мире;
  • приучить разыгрывать сказки по ролям;
  • заинтересовать детей народными играми, приучать использовать фольклор для самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.

Сказки, поговорки, загадки способствуют развитию мышления, воображения, сообразительности, развитию эмоциональной сферы. Русские народные произведения сами по себе богаты по форме и содержанию и изначально содержат в себе нравственные ценности.

Сказки – это один из компонентов используемый во взаимодействии с детьми, они играют особую роль в воспитании детей, а также они наиболее интересны для детей дошкольного возраста. Простота и непосредственность изложения данного жанра народного творчества больше всего привлекательно и понятно для восприятия и понимания ребенком. На примере персонажей сказок ребенок легко знакомится с такими понятиями как добро и зло, жадность и щедрость, смелость и трусость и т. п. Давая оценку, героям сказок, дети анализируют какие поступки совершённые персонажами положительные, а какие отрицательны. Переживают вместе с ними широкий спектр чувств, и став на ту или иную сторону, стараются вместе с героями произведения решать все поставленные перед ним задачи, что также способствует увеличению творческой активности ребенка и дает возможность сделать правильный вывод в данной ситуации.

В дошкольном возрасте дети очень ранимы и именно сказки русского народного творчества являются тем уникальным средством, позволяющим легко рассказать детям об отрицательном в жизни, провести аналогию и сравнить это с реальным миром. Но нельзя забывать о том, что воспитателям и родителям необходимо тщательно и грамотно подходить к выбору произведений в соответствии с возрастными особенностями детей и теми целями, которые необходимо достичь.

Они помогают показать детям: как дружба помогает победить зло ("Зимовье"); как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят"); что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка"). Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах [9, с. 31].

Воспитательная ценность, заключенная в произведениях народного творчества, оказывает особое влияние на формирование патриотических чувств. Неся в себе конкретные образы, краски доступные и привлекательные для детей дошкольного возраста, произведения служат средством положительного отношения ребенка к различным сторонам общественной жизни. Немало важным является приобщение дошкольников к волшебным и героическим сказкам. Содержащаяся в них идея о подвиге героев во имя освобождения родной земли от врагов способствует раскрытию идей патриотизма.

Для формирования моральных ценностей у малышей прекрасно подходят пословицы и поговорки, так как они эмоционально насыщенны порой несут в себе моральные постулаты. Эти короткие изречения легко запоминаются детям, их воздействие на ребенка сильнее, чем обычные уговоры и нравоучения. Скороговорки помогают ребенку научиться правильно и быстро говорить и одновременно остаются простой игрой для них.

В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи – в языке народа, его песнях, музыке, играх, во впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах обычаях людей, среди которых он живет. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственные стороны личности [2, с. 4].

В круг детского чтения входит русский фольклор, а также фольклор народов мира. Они несут в себе большой потенциал национальных, народных культур, делают ребенка обладателем общечеловеческих духовных ценностей. В своем литературном развитии ребенок должен идти от литературы своего народа к детской мировой литературе [6, с 27].

В детском саду наиболее создается благоприятная почва для прослушивания, повторения и обыгрывания потешек, что способствует развитию речи и памяти ребенка. Для обогащения словарного запаса детей очень целесообразно использовать работу с потешками. Эти короткие стишки часто дополняются определенными действиями, которые способствуют воспитанию доброжелательности, сочувствию. Со временем дети переносят их в самостоятельные игры. Благодаря потешкам дети учатся воспринимать коротенький сюжет, выраженный в художественном слове.

С раннего возраста дети с удовольствием могут рассматривать картинки, иллюстрации книжек или дидактических игр по мотивам фольклорных произведений и пересказывать их.

Использование различных видов устного народного творчества совместно с другими воспитательными средствами помогут успешному обогащению словаря ребенка, развитию его речевой активности, помогут в формировании гармонически развитой личности. То, что впитает в себя ребенок в дошкольном возрасте в основном зависит от среды, в которой он воспитывается. Окружая детей своей заботой и лаской, а также включая устное народное творчество в свои занятия, родители и педагоги, воспитатели могут уже с ранних лет вложить в них основные нравственные качества, которые в дальнейшей его жизни будут только развиваться.

 

Литература:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. М.: Академия, 2000. 400 с.
  2. Викулина А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. 138 с.
  3. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведение. М.: Академия, 1999. 168 с.
  4. Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду: методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. 160 с.
  5. Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. 1991. №9. С.16-20.
  6. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И. Ребенок и книга: пособие для воспитателя детского сада. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. 128 с.
  7. Доронова Т.Н. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования. М.: Обруч, 2010. С. 119 – 127
  8. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. №1. С. 18-28.
  9. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. №5. С.28-35.
  10. Куприна Л.С., Бударина Т.А. и др. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. 400 с.
  11. Лялина Л.А. Народные игры в детском саду: методические рекомендации. М.: Сфера, 2009. 96 с.
  12. Мухина В.С. Возрастная психология феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов – 4-е изд. М.: Академия, 1999. 456 с.
  13. Пидручная С. Сказки – за безопасность детей // Дошкольное воспитание. 2008. №2. С. 124-127.
  14. Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе. // Дошкольное воспитание. 2009. №5. С. 24-28.
  15. Халикова Р. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание. 1988. №5. С. 13-17.