Конспект занятия "Знакомство с линейкой"

Гарифуллина Алиса Равилевна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад №2 "Рябинка", г. Бавлы

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Гарифуллина А.Р. Конспект занятия "Знакомство с линейкой" // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 12.05.2024).

Заказ № 1979137


 

Методика дошкольного образования: познавательно развитие, социально –коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Используемая программа МБДОУ Детский сад N2 «Рябинка».

Программное содержание:

Цель: продолжать знакомить детей с линейкой.

Образовательная задача:

  • Развивать умение измерять длину предметов с помощью линейки, применять линейку для рисования прямых линий и геометрических фигур.
  • Упражнять в счёте в пределах 5, отвечать на вопрос «сколько», полным предложением.
  • Уточнять знание о составе числа из единиц, закреплять знания цвета.
  • Совершенствовать знания геометрических фигур.

Развивать умение рисовать прямые линии и геометрические фигуры с использованием линейки.

  • Продолжать развивать знания о днях недели.
  • Развивать умение измерять линии и отрезки с помощью линейки.
  • Совершенствовать умение ориентироваться во времени: неделя.

Развивающая задача:

  • Развивать интерес к математике.
  • Развивать внимание,
  • Развивать логическое мышление, мелкую моторику,
  • Развивать умение выполнять действие и сопровождать их словами.

Воспитательная задача:

  • Воспитывать активность, воображение, самостоятельность пробуждений,
  • Формировать доброжелательное взаимодействие воспитателем и сверстниками в решении игровых познавательных задач.
  • Воспитывать усидчивость, интерес к занятиям математикой, умение действовать сообща.

Вид занятия: интегрированное

Используемая литература: Е.В. Колесникова математика для школьников 6-7 лет; Л.С. Метлина

Оборудование: коробка, линейки по количеству детей, листы в клетку, простые карандаши по количеству детей, цифры от 1 до 10, таблица с зашифрованным словом, математические примеры, наклейки на каждого ребёнка.

 

Ход занятия

Вводная часть.

Воспитатель: — Добрый день, ребята. Давайте приготовимся:

Уши слушают — и всё слышат,

Глаза смотрят — и всё видят,

Ноги не мешают, руки помогают,

А голова — хорошо думает.

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, что у меня лежит на столе? Вы знаете, что это?

Дети: - Коробка

Воспитатель: - А как вы думаете, что в этой коробке?

- Вы будете мне задавать вопросы, предполагая, что там внутри, а я буду вам отвечать только «да» или «нет».

Дети:

Если дети затрудняются ответить, то загадываю им загадку:

Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать ровную черту

Всем я помогаю.

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это линейка. Как вы думаете, для чего нужны линейки?

Дети:

Воспитатель: - С помощью чего ещё можно измерять предметы?

Дети:

Воспитатель: - Что вы видите на линейке?

Дети:

Воспитатель: - Для чего они нужны?

Дети:

Основная часть.

Практическая часть с линейками.

1. Задание «Проведи линии по линейке цветными карандашами»

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, а что это на столе?

Дети: лист бумаги и цветные карандаши

Воспитатель: Как вы думаете, что мы с ними будем делать?

Дети:

Воспиит.: Правильно, ребята. А еще мы можем с вами с помощью линейки провести прямые и цветные линии.

Воспит. Для этого задания пройдите за столы, возьмите лист бумаги, линейку и цветные карандаши (синий, красный, желтый,зеленый). Перед вами лежат карандаши и линейка. Возьмите в правую руку красный карандаш, а в левую линейку. С помощью линейки проведите линию.

Дети проводят красную линию.

Воспит: У всех получилось?

Дети: Да

Воспит.: Какие карандаши у вас еще остались?

Дети: Синий, Зеленый, Желтый.

Воспит.: Правильно, молодцы. Проведем линии другими карандашами. Сначала синим, желтым, зелёным. В правую руку возьмите синий карандаш , а в левую линейку и проведем линию.

Воспит: Получилось?

Дети: Да.

Воспит: Хорошо. А теперь берем Желтый карандаш и проведем желтую линию.

Воспит: С какими карандашами мы еще не провели линии?

Дети: Зеленый.

Воспит: Правильно, ребята. Возьмите в правую руку зеленый карандаш, а в левую руку линейку и проведите линию.

Воспитатель: — У всех получилось? А какие у вас получились линии – кривые или прямые? Посмотрите внимательно на ваши линии.

Ответы детей: — Линии получились прямые.

Воспитатель: — Правильно ребята. Молодцы! А теперь давайте посчитаем наши линии. Сколько же линий вы нарисовали?

(Дети считают линии.)

Ответы детей: — Мы нарисовали 4 линий.

Воспитатель: — Правильно. А теперь посмотрите повнимательней и скажите, у всех правильно проведены линии. А какая по счёту синяя линия?

Ответы детей: — Синяя линия вторая.

Воспитатель: — Правильно дети. Синяя линия у нас вторая по счёту. А зелёная у нас линия, какая по счёту?

Ответы детей: — Зелёная линия четвёртая по счёту.

Воспитатель: — Правильно. Молодцы. А теперь посмотрите и скажите, синяя линия стоит по соседству с какими линиями?

Ответы детей: — Синяя линия стоит с красной и жёлтой.

Воспитатель: — Нет, дети. Синяя линия стоит за красной, но перед жёлтой. Давайте все вместе скажем правильно. (Дети вместе повторяют.)

Воспитатель: — Молодцы ,ребята! Мы с вами провели 4 линий.

- Ребята, можно ли с помощью линейки начертить любую геометрическую фигуру?

Дети: - нет, с помощью линейки можно начертить только фигуры, которые состоят из отрезков.

Воспитатель:- Молодцы, дети. Вы все справились с заданием. Давайте с вами немного отдохнём.

Физминутка:

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора.

Восп: Ребята, а какие геометрические фигуры нельзя начертить с помощью линейки?

Дети: - овал и круг.

Восп: Молодцы, ребята. Предлагаю проверить это.

2. Задание «Соединение точек»

Воспит. Ребята, для вас я приготовила задание, посмотрите и подумайте, что нужно здесь сделать.

Дети: Соединить точки.

Воспит. Правильно, а как вы думаете, для чего нужны точки?

Дети: что бы начертить линии

Воспит. Ребята, вы почти отгадали, в этом задании вам нужно соединить точки между собой. А что нам поможет, что бы наши линии были прямыми?

Дети: линейка.

Воспитатель: Правильно. Ребята, при помощи линейки и простого карандаша соедините точки. (Помогаю детям соединить точки на листе.)

Воспитатель: Какие у вас получились фигуры? Назовите их.

Ответы детей: треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник, трапеция.

Воспитатель: Сколько их всего? А как можно ещё назвать эти фигуры?

Ответы детей: Это геометрически фигуры.

3. Игра «Неделя, стройся».

Воспитатель: Ребята у меня для вас есть карточки. Что на них изображено?

Дети: круги.

Воспитатель: Посмотрите, чем они отличаются?

Дети: на всех карточках разное количество кругов.

Воспит. Правильно. Количество кругов означает дни недели. Давайте вспомним их.

1 день это?

Дети: понедельник.

Воспит.. Второй?

Дети: вторники т.д.

Воспит. Правильно. Сейчас я каждому раздам карточки и вам нужно будет занять место по дням недели.

По команде воспитателя дети должны занять свое место и назвать день недели.

4. Задание «Измерь длину».

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием.

Ребята, пройдите за столы. На столе у вас лежит задание. Слушайте внимательно, как надо его сделать.

Воспитатель: Однажды Лиса собралась в гости к Зайцу, но столкнулась с препятствием по дороге к зайцу протекала река, и через неё она никак не могла пройти. Как помочь Лисе, что мы можем дорисовать, чтоб лиса перебралась на другой берег?

Ответы детей: - Мост.

Воспитатель: давайте соединим точки с помощью линейки и получится мост. Но у каждого из Вас мост получился разной длины, давайте измерим его с помощью линейки. И скажем, какой длины мост у каждого из Вас.

Ответы детей: 2, 3, 5, 8,4,3.

Заключительная часть:

Воспитатель: - Молодцы ,со всеми заданиями справились. Прежде, чем раздать вам в награду наклейки, давайте подведём итог занятия. Что мы сегодня делали? Что вам особенно понравилось? Какое задание для вас было самым трудным?

Дети: Мы проводили линии с помощью линейки; измеряли длины; соединяли точки, что бы получить геометрическую фигуру; помогли лисе перейти на другой берег.

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня многое узнали. Мы теперь можем проводить прямые линии при помощи линейки, чертить геометрически фигуры, измерять длину. Вы мне очень понравились, были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось показать нашим гостям, что математика интересный предмет.