Развитие речи дошкольников в различных сферах деятельности

Костенко Ирина Александрова

Учитель-логопед, ГБУСОН РО СРЦ Миллеровского района для несовершеннолетних, г. Миллерово, Ростовская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Костенко И.А. Развитие речи дошкольников в различных сферах деятельности // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 12.05.2024).

Заказ № 1972797


 

Одной из ключевых аспектов развития ребенка является его речь, которая крайне важна для интеллектуального прогресса и познания окружающего мира.

Период дошкольного возраста представляет собой активный этап расширения речевых способностей. В этом процессе существенную роль играет окружение ребенка, включая его родителей и педагогов. Как родители и педагоги общаются с ребенком, какое внимание они уделяют развитию его речи, во многом определяет успешность его языкового обучения и последующую адаптацию в школе.

Общение с взрослыми позволяет ребенку освоить речевые нормы, узнать новые слова и тем самым расширить свой словарный запас. Однако, чтобы новые слова не остались просто в пассивном запасе, необходимо позволять детям общаться друг с другом. Желание быть понятым и получить ответ превращает речь дошкольника в связный и полноценный поток.

Множество родителей считают, что развитая речь означает умение читать и писать, а, в лучшем случае, рассказывать стихи. Однако, речевое развитие включает в себя четыре основных аспекта: правильное произношение звуков, развитие словаря, грамматическую структуру речи и способность строить связную речь.

Работая над развитием речи дошкольников ставлю перед собой цель:

Способствовать активизации речи детей в разных видах деятельности.

Для этого решаю следующие задачи:

  • Создать в группе развивающую среду;
  • Развивать все компоненты устной речи: грамматический строй речи, связную речь;
  • Формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи;
  • Развивать мелкую моторику рук.

Я считаю, что качество и результативность работы по коррекции речевых нарушений зависят от множества факторов. Прежде всего, это создание развивающей обстановки в группе.

  1. «Речевой уголок», в котором представлены все необходимые материалы для индивидуальной и групповой работы: картинки, пособия, дидактические игры.
  2. «Театральный уголок», где дети могут участвовать в спектаклях, обмениваясь информацией и способствуя общению, взаимодействию и сотрудничеству. Артикуляционная гимнастика используется для обучения детей средствам речевой выразительности.
  3. «Сюжетно-ролевые игры по ознакомлению с социальной действительностью», которые благоприятно влияют на развитие речи. В ходе этих игр ребенок разговаривает не только за себя, но и за других персонажей, развивая диалогическую речь.
  4. «Книжный уголок», где через чтение художественной литературы дети узнают о прошлом, настоящем и будущем мире и развивают аналитические навыки.

Я использую различные методы и формы для достижения поставленных задач:

  1. Методы речевого общения.
  2. Наглядные методы.
  3. Практические методы.
  4. Устные методы.

Кроме того, использую различные формы работы с детьми:

  1. Непосредственно-образовательная деятельность.
  2. Создание описательных рассказов.

С расширением мелкой моторики у детей прогрессирует их речевая способность. Функции руки и речи одновременно развиваются. В процессе продуктивной деятельности мы учим детей анализировать формы, наблюдать, сравнивать и выделять черты сходства и различия предметов по их размеру.

Игровая деятельность как средство развития речи

С помощью игр я стимулирую детей к общению друг с другом. Сюжетно-ролевые игры способствуют закреплению умений использовать инициативную речь, усовершенствованию разговорной речи, расширению словарного запаса и формированию грамматической структуры языка и т. д.

Развитие речи через дидактические игры

Дидактические игры способствуют развитию речи у детей, пополняют и активизируют их словарный запас, помогают правильно произносить звуки, развивают связную речь и умение ясно выражать мысли. Эти игры также используются для закрепления словаря детей, включая существительные, прилагательные, глаголы, названия цветов, пространственные понятия и предлоги. Они способствуют развитию речи, памяти, внимания, логического мышления и зрительной памяти, а также укрепляют навыки культурного поведения и общения.

Работа с родителями

Необходимо организовать работу с родителями таким образом, чтобы в кратчайшие сроки сделать их своими союзниками и активными участниками процесса обучения. Я использую различные формы работы с родителями, такие как индивидуальные и групповые консультации, информационные стенды, папки-передвижки.