Формы взаимодействия классного руководителя и родителей

Ширяева Алсу Фирдинантовна

Учитель, МБОУ "СОШ № 69", г. Казань

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ширяева А.Ф. Формы взаимодействия классного руководителя и родителей // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 11.05.2024).

Заказ № 1963315


 

Начну свое сообщение отрывком из стихотворения средневекового поэта Себастьяна Брандта:

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них все то, чему их учит,

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

А с поступлением в школу этих домов становится два: с родителями и с учителем. Значит, родители и учитель должны быть едины в своих требованиях, заботах, стремлениях.

Исследования ученых позволяют утверждать: семья является первоосновой, главным звеном, социумом, где проявляются индивидуальные качества ребенка, его потребности, формируются мотивы его поведения, происходит самопознание, самоактуализация личности, ее социализация.

Отношения ребёнка и внешних социальных условий: его жизни в социуме имеют характер взаимодействия. Ребёнок приобретает социальный статус - позиция человека в обществе, характеризующаяся определенными правами и обязанностями. О котором он узнаёт от своих родителей. «Играет» социальную роль, усвоение которых является важнейшей составляющей процесса социализации личности. Т.к. в обществе существуют статусы, не только одобряемые им, но и такие, которые противоречат общественным нормам и ценностям. Поэтому в процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные.

Социальная адаптация- процесс приспособления индивида к условиям социальной среды. Все эти процессы могут происходить спонтанно, стихийно в ходе жизнедеятельности ребенка, а могут регулироваться, целенаправленным влиянием на развитие ребенка - воспитанием. Воспитание — это целенаправленный процесс, способствующий развитию и формированию нравственных качеств личности, тем самым влияющий на социализацию ребенка. Этот процесс, в отличие от других, всегда целенаправлен и осуществляется сознательно настроенными на него или специально подготовленными для этого людьми: родителями, учителями, воспитателями, вожатыми, социальными педагогами и др.

В школу приходят дети во многом социально адаптированные. Другой вопрос положительно или негативно адаптированы наши дети. Вот поэтому классному руководителю и приходится   работать в постоянном взаимодействии с семьёй. На мой взгляд, образовательное учреждение должно стать тем сообществом, в котором учителя, учащиеся и их родители смогут строить мир человеческих отношений. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, в выходные дни 30 минут.

Духовное общение родителей с детьми, их совместные занятия, к сожалению, для большинства семей остаются непозволительной роскошью. Общение родителей с детьми сводится в основном к контролю за учебой ребенка в школе, а сам контроль – выяснению того, какие оценки получены.

И чтобы не получилось так, как в известном стихотворении: «… У мамы работа, у папы работа, у них для меня остается суббота…», необходимо, чтобы одна из главных задач учителя была усилить влияние семьи на ребенка, или, напротив, нейтрализовать это влияние, если оно принимает отрицательный характер.

Какие же формы взаимодействия кл. рук. и родителей можно выбрать?

РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ

При наборе учеников в первый класс проводить родительское собрание уже в мае. На нем учитель рассказывает родителям, что нужно для приема и учебы ребенка в школе и получает первоначальное представление о своих будущих учениках и их семьях.

После того, как дети проучатся 3 недели, опять проводится родительское собрание, на котором родителям также предлагается рассмотреть учебно-воспитательный процесс в виде треугольника, где каждая сторона – это участники процесса. Родители предлагают свои варианты: кто-то считает, что главный – учитель, кому-то кажется, что – родители, а третьи убеждены, что все зависит от ребенка. В ходе дискуссии приходим к выводу, что только при совместных усилиях ребенка, родителей и учителя можно добиться положительных результатов.

В помощь родителям предлагаются заповеди, памятки (С.....), эпиграфом к которым служат строчки из стихотворения Р. Рождественского:

«Хотите ли вы, не хотите ли,

Но дело, товарищи, в том,

Что прежде всего мы – родители,

А все остальное – потом».

Учитель делится своими наблюдениями и анализирует уже проведенные психологом школы методики, такие как рисунок человечка или «Кого возьмем с собой в школу?», «Кого ты пригласишь в гости на д.р.?».

Отсюда следует другая форма работы – КОНСУЛЬТАЦИЯ.

Я, как и многие учителя, провожу деление родителей на 4 группы. В 1-м классе это делается в алфавитном порядке (позже – можно по интересам, по жребию). Каждая группа является ответственной на целую учебную четверть. За это время родители помогают классному руководителю в решении хозяйственных и организационных вопросов, но основная помощь заключается в организации и проведении классных мероприятий. В прошедшем учебном году силами родителей для учеников нашего класса были проведены мероприятия «Здравствуйте, мои первые в жизни каникулы», «До свидания, азбука», «Защитники отечества в моей семье». Это было представление мужчин из семьи, которые служили в Армии. Папам, братьям, дедушкам пришлось вспомнить годы службы. А дети с гордостью представляли их на празднике. «Великий май, победный май» - здесь я вовлекла бабушек и дедушек, ведь их родители были на войне. Они смогли много интересного рассказать. Конечно, детям очень нравятся совместные выезды экскурсии на теплоходе, в зоопарк, на военную кафедру КАИ с посещением музея боевой техники. В нашей школе традицией является проведение праздника «Папа, мама, я – спортивная семья», где соревнуются родители параллельных классов, «Папа, мама, я – читающая семья».

Организовываются встречи с родителями, которые знакомили ребят с особенностями своей профессии. Участие в школьных, районных, городских конкурсах, где ведётся подготовка не только учителем, но и родителями.

Как-то на уроке чтения было дано задание составить устный рассказ «Мой самый счастливый день». Оказалось, что из 32 детей только у троих счастливый день был наполнен каким-то смыслом (поход в музей, награждение за участие в конкурсе, поход в цирк). У остальных самый счастливый день заключался в поедании шашлыков, походе по магазинам. Это подвигло меня на начало следующего учебного года я запланировать семейный конкурс «Как много интересного вокруг». Где родители совместно с детьми должны будут представить свои летние наблюдения с рисунками, фотографиями, рассказами. Т.е. членам семьи придётся внимательнее наблюдать за окружающим миром и читать.

Понятно одно, виды взаимодействия могут быть самые разнообразные

Но в любом случае ребенок чувствует, что он нужен и родителям, и учителю. Подобные мероприятия – это не только развлечения для школьников, но и возможность повысить авторитет родителей в глазах своих детей, так как дети ожидают от родителей интереса к их миру, все это оставляет у них воспоминания на всю жизнь.

Свое выступление хочется закончить словами К.Д. Ушинского: «Если на веточке молодого дерева посидит птичка, ветка уже меняет направление роста». Так и ребенок – очень немного нужно, чтобы он изменил направление духовного развития. Учителю и родителям необходимо постоянно следить за своим поведением, за каждым словом и жестом: ведь дети смотрят на жизнь, прежде всего глазами своих родителей, своего первого учителя. У родителей ребенок учится заинтересованному, активному, деятельному отношению к жизни, подлинно гражданскому поведению. И если учитель работает в теснейшем контакте с родителями, видит в них помощников и единомышленников, то и дети будут успешно трудиться, будут добрыми и отзывчивыми.

 

Литература:

  1. Кухтина Ю.Н. Воспитанность и духовно-нравственные качества личности современных школьников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 2. С. 111 - 113.
  2. Максакова В.И. Воспитание как явление противоречивое // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. № 1. С. 26 - 31.
  3. Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. М.: Academia, 2018. 256 c.
  4. Основы семейного воспитания. М.: Academia, 2017. 192 c.
  5. Педагогика и психология. Теория и технологии. В 2 частях. Часть 2. М.: Планета, 2017. 304 c.
  6. Педагогика школы: учебное пособие. М.: Просвещение, 2018. 384 c.
  7. Педагогика. М.: АСТ, Сова, ВКТ, 2019. 70 c.
  8. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. М.: Владос, 2019. 256 c.