Квест «Зимние приключения»: конспект ООД для средней группы

Мугинова Рамиля Рустамовна

Воспитатель, МБДОУ детский сад №12 "Алттынчэч", г. Бавлы

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Мугинова Р.Р. Квест «Зимние приключения»: конспект ООД для средней группы // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 12.05.2024).

Заказ № 1962534


 

Цель

Расширение представлений о зиме.

Задачи

Воспитательные

  • Воспитывать умение работать сообща и в группах.
  • Воспитывать любовь и бережное отношения к родному краю.

Развивающие

  • Развиваем память, внимание, наблюдательность, логическое мышление.
  • Развиваем познавательный интерес к жизни животных и птиц.
  • Развиваем связную речь

Обучающие

  • Закреплять знания детей временах года - зиме
  • Расширить знания о зимующих птицах и жизни диких животных зимой
  • Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Структура занятия

Организационная часть – психогимнастика – 3 мин

Введение в ситуацию – загадка – 2 мин

Актуализация умений и навыков – 4 мин

Затруднение в ситуации – 1 мин

Динамическая пауза – 2 мин

Открытие нового знания – рассказ про синицу и снегиря – 3 мин

Включение нового знания в систему знаний ребенка – 2 мин

Отгадывание загадок про зиму – 2 мин

Повторение материала про диких животных – 3 мин

Заключительная часть – 2 мин

Используемая литература

О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений»

Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы)

Демонстрационный материал

Персонаж Зима (кукла), игрушка заяц. Снежинка, снежные лучи.

Картина Бобровский «Снег идет», иллюстрации Синица, снегирь, медведь

Раздаточный материал

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

 

Ход деятельности

 

Организационная часть

Психогимнастика.

(дети встают в круг перед воспитателем)

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Доброе утро!

Основная часть

1. Введение в ситуацию

Ребята, чтобы определить тему нашей встречи, предлагаю отгадать загадку:

Холодная красавица детям очень нравится:

Учить их лепить снежки, дарить санки и коньки,

Дружить с вьюгой и пургой, а уходить лишь весной.

Вы, ребята правильно отгадали загадку. Это зима.

 

Правильно, мы сегодня будем говорить о зиме и оправимся в интересное путешествие.

2. Актуализация знаний и умений

Воспитатель: ребята, нас сегодня ждет необычное путешествие.

 

Воспитатель:

Ребята, посмотрите на картину. Какое время года на ней изображено? на Какие признаки зимы вы знаете? Какая бывает зима? (Ответы детей). Как вы думаете, какое настроение у природы?

Обобщение:

По небу плывут облака, каждое может показаться нам чем-то необычным. С неба опускаются белые снежинки. Пусть наше настроение сегодня ничего не омрачит. Мы будем рады любым встречам.

 

Воспитатель: Вам интересно, что нас ждет впереди и чему нас сможет научить природа сегодня? (ответы детей)

3. Затруднение в ситуации

Ребята, главный помощник Зимы Снежинка потеряла все свои лучики и загрустил. (изображение грустной снежинки без лучиков) Как вы думаете, что же нам делать? (ответы детей) Предлагаю помочь Снежинке, найти лучики. А для этого нам надо отправиться в лес.

Динамическая пауза

Логоритмическое упражнение

Видите, лесную дорожку, пойдемте по ней в лес.

Ду-ду-ду - по тропинке я иду - прямая ходьба по дорожке,

Аяц-аяц-аяц - проскакал заяц - проскакать как заяц,

Едь -едь- едь - шагает медведь. - ходьба в перевалку

4. «Открытие» нового знания

Дети замечают иллюстрации снегиря и синицы.

Ребята, как вы думаете. Кто это? (ответы детей)

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове черная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. В поисках еды в снежную зиму они прилетают поближе к жилью человека.

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег. снегирь по всюду становится очень заметным. Благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клене, кустах малины, обрывая ягоды и расклевывая семена.

5.Включение нового знания в систему знаний ребенка

Около изображений птиц - конверт. Воспитатель открывает конверт. Ребята, здесь лучик снежинки, который вы получите после выполнения задания.

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)

 

Воспитатель: Ребята, какие птицы остаются зимой в городе? (дети перечисляют). Как мы их называем? (зимующие) А где находятся перелетные птицы? (Перелетные птицы зимуют на юге, где есть корм, а у нас им кормиться нечем – снег покрывает землю, червяков нет.)

Надо ли охранять и беречь птиц? Как? (делать кормушки; подкармливать; нельзя разорять гнёзда, собирать яйца; стрелять по ним из рогатки; шуметь, кричать, слушать громко музыку в лесу, парке, где живут птицы).

Молодцы, справились с задание. Вот снежный лучик. На нем что то написано.

Чтоб задание найти,

Надо вам к пеньку прийти

 

Дети подходят к пеньку. Воспитатель из-под пенька достаёт задание (задание лежит в красочной коробочке)

 

Зимние загадки

Отгадывание зимних загадок.

Все его зимой боятся –

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице. (мороз)

 

С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный. (снег)

 

Не сосите, сорванцы,

Ледяные леденцы!

Сам глотаю я пилюльки,

Потому что ел. (сосульки)

 

Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет вмиг

И растает. (снеговик)

 

Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год

На реке мы видим. (лед)

 

В красочной коробочке лежит второй снежный лучик.

Воспитатель: Ребята, мы с вами правильно отгадали загадки и смогли получить второй снежный лучик. А про что были загадки? Про зиму. Где же мы можем найти следующий зимний лучик? (дети осматриваются – в сугробе)

 

Дети подходят к сугробу.

Дидактическая игра «Зимние слова»

Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой. (Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, персики, загорать, снегопад, лыжи). Молодцы.

 

Около сугроба снежный лучик. И иллюстрация медведя.

 

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это значит? (ответы детей) Дети идут к берлоге, где спит медведь. Ребята, мишка спит. Как вы думаете, ему пора просыпаться? Почему вы так думаете? Правильно, нет. Зимой все медведи спят.

 

Игра «Разрезные картинки» (на каждого ребенка)

Каких животных можно встретить зимой в лесу? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, здесь еще один снежный лучик, которого нам так не хватало.

 

Что вы знаете про зайчика?

Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала белым становится хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев

 

Поиграем с зайкой?

 

Физкультминутка «Зайка»

Зайка серенький сидит

(сидя на корточках, шевелим руками, изображая уши заики)

И ушами шевелит

Зайке холодно сидеть, (дрожим стоя)

Надо лапочки погреть,  

(трут ручку об ручку, хлопают себя по бокам)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать, (прыжки на месте)

Кто-то зайку напугал,

Зайка - прыг и убежал.

 

Воспитатель: Ребята, зайчик за то, что мы с ним поиграли, оставил нам еще один снежный лучик. И теперь нам пора отправляться в детский сад, отнести снежные лучики Зиме.

Заключительная часть

Осмысление

Дети приносят лучики Зиме. Зима прикрепляет лучики к снежинке. Снежинка начинает улыбаться.

Ребята, расскажите, где мы сегодня с вами побывали?

Что было для вас трудным в нашем путешествии?

Что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей).