Квест-игра как инновационная технология в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников

Лунчева Людмила Петровна

Воспитатель, МБДОУ МО Плавский район "Детский сад "Радуга", Тульская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Лунчева Л.П. Квест-игра как инновационная технология в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 12.05.2024).

Заказ № 1959459


 

В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольников.

Цель моего опыта работы – воспитание личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Для достижения положительной динамики в гражданско-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста я использую инновационные технологии, практики исследовательского обучения дошкольников, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.

Одной из практик, которая активно входит в пространство детского сада ‒ это квест-игра. Я разрабатываю квест-игры такими, чтобы они были бы, действительно, квест-играми, а не занятиями по станциям, и приносили ребенку радость, удовольствие и развитие. Хочется отметить значимость поддержки исследовательского поведения, которое проявляется у человека в ситуации непредсказуемости, неоднозначности, побуждает разобраться в ситуации, принять действия, чтобы ее понять и преобразовать в позитивную.

Во-первых, необходимо научить ребенка действовать в этой ситуации неопределенности и накопить опыт в дошкольном возрасте собственного поведения в такой ситуации, чтобы ребенок мог сделать выбор. Это умение действовать в ситуации непредсказуемости, неопределенности - одно из важнейших умений человека нашего века. Для поддержки такого поведения необходимо слышать инициативы от ребенка и их поддерживать в формате образовательного процесса.

Во-вторых, среда для ребенка часто бывает не проблемная, и нет новизны. Поэтому посыл к исследованию окружающего пространства быстро угасает.

В-третьих, есть возможность выбора, что очень важно. И он не сложный, если выбирать между «хорошим» и «плохим». Сложный выбор, когда не знаем, как он обернется, и когда выбираем из равнозначных вариантов. И выбор всегда влечет за собой ответственность. Чтобы ребенок стал ответственным, мы учим его делать собственный выбор и нести ответственность. И я предлагаю для детей разнообразные выборы. Для использования практик исследовательского обучения применяю детские квесты и проекты с большей долей самостоятельности.

Квест ‒ это технология исследовательского обучения, имеющая игровой увлекательный сюжет. Это самый важный элемент квеста, сама идея – во имя чего, для чего ребенок включается в поиск. Идея является определяющей мотивацией ребенка к квест-игре и задает активность в поиске. Второй значимый аспект – командность.

Влияние квест-игры на развитие ребенка многокомпонентное. В квест-играх мы можем решать все группы образовательных задач. Это и развивающие задачи, прежде всего развитие определенных личностных особенностей ребенка, общего его настроя на отношение к новой непонятной для него ситуации, т.е. умение ориентироваться в ситуации неопределенности. Это умение предпринимать какие-то действия в этой ситуации, ориентируясь на свой опыт и на способы добывания дополнительной информации. Важно, что квест, достаточно, подвижная игра, соответственно происходит физическое развитие.

Мною разработаны квесты и с элементами геокешинга, т.е. ориентировки в окружающем пространстве на основе схем, знаков, меток. Например, в таком формате в парке, который находится рядом с детским садом, проводился квест «В поисках дерева Знаний». Дети ориентировались по стрелкам, выложенным из палок, нарисованных на дорожке, выискивая метки желтых, красных и зеленых цветов. (Желтый круг означал внимание, скоро будет другая метка, красный – опасность, зеленый – подсказка богатырей). Дети находили подсказки с шифрами, схемами и т.д. Очень важно, что игра включала активное движение ребенка на участке детского сада и в парке.

Есть в квесте обязательно интеллектуальное действие, которое приносит удовольствие от осознания своих умственных способностей. Для человека очень важно, когда он решает что-то сам и появляется потребность проверять свои способности, смогу ли я решить, догадаться. Это важно для позитивной самооценки ребенка. В дошкольниках необходимо закладывать потребность все время тренировать свой ум. Это всевозможные интересные задания по определению подсказки: поиск слова по первым звукам заданных картинок, лабиринты, путанки, загадки, секретный дешевратор и т.д.

Еще одна цель, которая хорошо реализуется в квестах – это социализация ребенка, т.к. связана с совместностью действий. Квест - групповая форма деятельности, и дети приобретают опыт совместных действий, совместного обдумывания задания, поддержки друг друга.

Также надо сказать о диагностической цели квест-игры. Квест проявляет после проекта над темой, насколько ребенок усвоил знания, умения, потому что он базируется на опыте ребенка. Но, задания формулирую по-другому, не так, как в процессе обучения.

Реализуя эти цели, решаю группу задач:

  • Обучающие: расширить, уточнить, углубить представления о мире.
  • Воспитательные: развить умения действовать в команде, проявлять взаимопомощь и выручку.
  • Развивающие: развивать творческие способности, любознательность, смекалку, сообразительность, исследовательские действия (SOFT компетентность).

В квест-игре эти задачи решаются неформально. На пике интереса ребенок развивает себя гораздо лучше.

Все игры и задания, которые я подбираю для квеста, безопасны. И беру максимально высокую планку заданий, т.к. у меня разновозрастная группа, есть ведь и «коллективный разум», один не знает, но может подсказать другой, так учу детей разговаривать, нести свои идеи, потому что одна идея наталкивает на другую и «коллективный разум» быстрее находит способ решения той или иной проблемы. Учу детей такому общению. Продумываю четкую формулировку задания, иначе дети могут уйти в сторону от способов решения задачи. Поэтому вопросы прописываю. Чтобы квест не утомлял, должна быть постоянная смена деятельности. И задания все обязательно связаны и логичны, и работают на общую идею квеста.

Считаю, что самое важное в квесте – это яркая эмоциональность игры. Она определяется идеей квеста. На нее работают природные ландшафты, музыкальное сопровождение, атрибуты, (карты, схемы), персонажи. Например, в квесте «День памяти и скорби» дети бежали под плащ-палаткой, готовили обед в котелке на «огне», выставляли караул, ходили в разведку с автоматами, бросали гранаты по танкам, радисты устанавливали связь по рации, командиры отдавали приказы. Все это захватывает. Очень важно, чтобы ребенку было интересно, а насколько интересно, мы видим по эмоциональной реакции детей, по вовлеченности. И когда видишь горящие глаза детей, увлеченных деятельностью, значит, квест удался.

При проведении квестов стараюсь, чтобы была высокая степень самостоятельности детей. Здесь не важно, получит ли ребенок результат, и будет ли этот результат правильным. Важно, попробует ли он сам получить этот результат. Даже если он получит неверный результат, приобретет опыт. Задача квеста – сформировать собственный опыт поведения ребенка в решении сложных ситуаций. Я не даю прямых подсказок, могу предлагать что-то, но не навязывать.

Очень важный момент квеста, когда результат ребенка ложится в копилку общих результатов, потому что детей в семьях часто ориентируют, прежде всего, на собственный успех. Важно воспитывать ребенка с пониманием, что успех в командной игре будет определяться не тем, как ты это делал, а тем, как вы все вместе это сделали. Учу поддерживать друг друга, помогать, если у кого-то не получается, действовать всегда в команде.

И завершение квеста – это достижение цели. Дети должны увидеть обратную связь. Они находят дерево Знаний с плодами, которые сделают их знатоками, отыскивают пропавшее письмо ветеранов Великой Отечественной войны к будущему поколению, находят в штурмовом квесте неофициальные символы России, а на Ивана Купала обнаруживают в папоротнике волшебный цветок. И получают угощение, книги, подарки, медали и другие награды. Важно, что квест-игра позволяет похвалить каждого ребенка за сплоченность, умение думать, за то, что было трудно, но он справился. Это воспитательный момент, несущий радость, который побуждает в последующем активно включаться в эту форму деятельности.