Формирование основ диалогической речи у детей раннего возраста в процессе приобщения к детской художественной литературе

Абрамова Ольга Павловна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад №15", г. Саров, Нижегородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Абрамова О.П. Формирование основ диалогической речи у детей раннего возраста в процессе приобщения к детской художественной литературе // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 12.05.2024).

Заказ № 1953222


 

Художественная литература — это могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живым и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, с которыми его знакомит воспитатель.

Умение воспринимать литературное произведение надо развивать и воспитывать у детей с самого раннего возраста. В восприятии художественных произведений дети дошкольного возраста проходят длительный путь — от безотчетного эмоционального отклика до понимания, что средства художественной выразительности зависят от содержания произведения. И в каждом возрастном периоде дошкольного детства решаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается.

В дошкольном возрасте знакомят детей с художественной литературой, сказки, рассказы, стихи и произведения «малых форм» фольклора: потешки, песенки, скороговорки и т. п.

В первой младшей группе для слушания и последующего воспроизведения используют произведения малых жанров, небольшие стихи и сказки. Так как маленькие дети очень восприимчивы, к слову, все быстро запоминают и воспроизводят, у них активно работает непроизвольная память, что обусловлено и возрастными особенностями младших дошкольников. Прежде всего свойствами их памяти, а также способностью концентрировать внимание лишь на короткий период времени, то залогом успешной работы с детьми является неоднократное повторение одного и того же текста. Во второй младшей группе знакомят детей с теми же жанрами.

Начиная с младшей группы детей необходимо подводить к различению жанров. Конечно, углубляться в понимания специфики жанров не надо, достаточно лишь назвать жанр литературного произведения: «Сегодня я вам расскажу сказку», «Сейчас я прочитаю рассказ (стихотворение)». В младшей группе дети, слыша название жанра, просто запоминают, что «Маша и медведь» — это сказки, «Игрушки» А. Барто — это стихотворения. Необходимо избегать неправильных выражений («я вам расскажу стишок», «почитаю сказочку»). Названия жанров должны даваться четко и правильно: сказка, рассказ, стихотворение. Сказка рассказывается, рассказ читается, стихотворение читается и заучивается.

Диалог — сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений, слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником. Формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон, следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

И поэтому важно продумать, систематизировать педагогические мероприятия по развитию речевых навыков, формированию языковой компетентности. Необходимо осуществлять процесс речевого развития дошкольников последовательно, в доступной и интересной форме.

Речь является важнейшим средством человеческого общения, это удивительнейшее творение народной культуры. Речь служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие родной речи должно быть поставлено в основу воспитания, ребенок должен приобщаться с первых лет жизни к ее народному духу. В раннем возрасте речь для детей становиться главным средством установления контактов с окружающим, выражения мыслей, переживаний. Ребенок дошкольного возраста усваивает речь в процессе общения. Это тот период, когда ребенок совершенствуется в понимании речи взрослых и пытается активизировать собственную речь. В младшем дошкольном возрасте у детей наблюдается значительный скачок в развитии потребности в общении, расширяется словарный запас. Речь активно перестраивает все психические процессы, становится орудием мысли ребенка. В этот период начинает развиваться диалог как основная форма разговорной речи. Младший возраст особо чувствителен, восприимчив к усвоению диалогической речи, в этот период дети осваивают структуру простого предложения, учатся строить сложные предложения, сначала бессоюзные, затем с союзами и союзными словами, учатся строить несложные диалоги. Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста состоит в том, чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения. Чтобы ребенок научился выстраивать диалог, он должен овладеть его функциональными единицами, а также правилами ведения диалога — как речевыми, так и социальными. Погружаясь в речевую деятельность, ребенок учится принимать, воспринимать разные функциональные единицы диалога, реагировать на выполнение, невыполнение партнером по общению правил поведения в диалоге, он учится пользоваться разными диалогическими репликами для вступления или поддержания разговора и следовать правилам диалога. Задача взрослого помочь ребенку усвоить это как можно легче и интереснее.

Диалогическая форма устной речи является наиболее распространенной и ведущей ее формой. Она всегда осуществляется как определенная деятельность двух лиц: того, кто говорит, и того, кто слушает. Только тот, кто говорит в данный момент, – это активная, а тот, кто слушает, – пассивная сторона. Каждое лицо, которое ведет разговор, выступает то, как активная сторона (говорящий), то как пассивная (слушатель). Диалогическая речь – это речь, которая поддерживается всеми участниками. Ее не планируют, а направленность и результаты определяются в известной мере отдельными высказываниями и репликами участников, их взаимными замечаниями и пожеланиями. Следовательно, под диалогической речью будем понимать коммуникативный акт, в котором имеет место смена ролей говорящего и слушателя. Он происходит в определенной ситуации общения и является ее продуктом. Ситуация общения включает в себя обстановку, в которой протекает разговор, отношения между собеседниками, речевое побуждение и процесс диалогизирования.

Чтение художественной литературы вносит большой вклад в работу по становлению речевой активности детей 2-3-летнего возраста. Речь для которых становится средством установления контактов с окружающим: выражением мыслей, переживаний становится язык, а вне речевые формы становятся второстепенными. В процессе восприятия произведений художественной литературы ребёнок не только получает знания, умения и навыки, но у него ещё формируются познавательные умения «слушать, запоминать», передача текста «выразительность речи» и отношения «эмоциональный отклик».

У ребёнка вырабатываются качества необходимые для ведения диалога: умение слушать и понимать обращённую к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учётом ситуации общения. Анализ методической литературы по проблеме развития родной речи детей дошкольного возраста свидетельствует о том, что на сегодняшний день отсутствуют какие – либо учебные или методические пособия с целевым освещением методики развития диалогической речи у детей. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной формой языкового общения, классической формой речевого общения. В овладении речью, считает Л.С. Выготский, ребёнок идёт от части к целому: от слова к соединению двух – трёх слов, далее к простой фразе, а позже – к сложным предложениям. С.А. Рубинштейн выделил две формы связной речи: контекстную и ситуативную. Речь маленького ребёнка ситуативная. По мнению Д.Б. Эльконина, диалогическая речь на протяжении дошкольного возраста претерпевает существенные изменения. Так, в раннем возрасте речь ребёнка непосредственно связана с его практической деятельностью или ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Деятельность ребёнка этого возраста осуществляется в большинстве случаев или совместно со взрослым, или с их помощью, поэтому его общение носит ситуативный диалогический характер. В связи с этим, речь ребёнка раннего возраста, указывает Д.Б. Эльконин, «представляет собой ответы на вопросы взрослого, или вопросы к взрослым в связи с затруднениями, возникшими в ходе деятельности, или требований об удовлетворении тех или иных потребностей, или, наконец, вопросы, возникающие при знакомстве с предметами, явлениями окружающей действительности».