Необычное в обычном: НОД по познавательному развитию с элементами опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

Коломиец Оксана Леонидовна

Старший воспитатель, Детский сад № 1, Кемеровская область - Кузбасс, Киселевский городской округ

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Коломиец О.Л. Необычное в обычном: НОД по познавательному развитию с элементами опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе  // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 12.05.2024).

Заказ № 1958438


 

Цель: изучение особенностей соли, её свойства, качества и применения.

Задачи:

  • способствовать накоплению у детей знаний о свойствах соли и её видах. Научить использовать соль для творчества;
  • учить исследовать вещество с помощью органов чувств называть его свойства, особенности;
  • развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности, к познанию окружающего мира, открывая новое в знакомом;
  • развивать мыслительную активность, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы в процессе экспериментирования;
  • воспитывать любознательность, потребность в получении новой информации. Соблюдать правила поведения при проведении опытов и необходимые меры безопасности.

Материал и оборудование: Соль, стаканы с водой, лупы, ложки, палочки, 2 яйца, разноцветный порошок из мела для окрашивания соли, сосуд для декорирования, подносы, картон чёрного цвета, клей ПВА, кисточки, акварельные краски, непроливайки, салфетки. Видеопрезентация «Где и как добывают соль».

 

Ход занятия

Воспитатель: Ребята посмотрите сколько у нас сегодня пришло гостей, давайте поздороваемся.

В круг широкий вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём налево,

А теперь пойдём на право,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём

И занятие начнём. (звучит сигнал и на экране появляется конверт. Слайд 2)

Воспитатель: Ой, ребята кажется, нам пришло электронное письмо.

Давайте посмотрим, что в нём. (на экране появляется профессор Умникус. Он приглашает детей в виртуальное путешествие слайд 3)

Воспитатель: Ребята, нас приглашают в виртуальное путешествие, а вы знаете, что это такое? (нет). Это путешествие, куда-либо не выходя из детского сада, с помощью компьютера или ноутбука.

(слайд 4-5 профессор загадывает детям загадку, чтобы дети, отгадав её догадались о чём они сегодня будут говорить на занятии.

Загадка: Это белый минерал

Он на кухне генерал

Без него супы и каша

Не понравятся нам даже? (соль)

(слайд 6-7 изображение соли)

Воспитатель: Ребята давайте мы с вами вспомним что такое соль и для чего она нужна.

Что такое соль? (соль ‒ это природное, полезное ископаемое)

Какая бывает соль? (пищевая и не пищевая)

Для чего нужна соль и где её применяют, используют? (ответы детей)

1 для консервирования и засолки овощей

2 для соления еды

3 в медицине

4 для посыпания дорог в гололёд и т.д.

Вывод: соль нужна для жизни и здоровья человека.

(профессор приглашает детей на экскурсию, чтобы посмотреть и узнать, как добывают соль Слайд 9-10).

Воспитатель: Ребята что мы сейчас с вами увидели и узнали? (увидели, как добывают соль)

Воспитатель: давайте поиграем в игру: «Солёный-не солёный»

Я вам буду называть какой-нибудь продукт, если этот продукт можно солить вы будете хлопать, а если этот продукт не солят, то вы будите топать.

(банан, капуста, конфета, огурец, малина и т.д)

(После игры профессор предлагает детям стать учёными и отправиться в лабораторию, чтобы познакомиться со свойствами соли. Слайд 11-12)

Воспитатель: прежде чем начать давайте познакомимся с правилами поведения в лаборатории:

1 слушай внимательно

2 не трогай руками глаза

3 соблюдай тишину

4 не мешай соседу во время работы

5 сначала посмотри, а потом повтори

Опыт 1: «Из чего состоит соль»

Воспитатель: ребята, перед вами 2 контейнера с солью. Давайте мы её рассмотрим. Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль в одном контейнере мелкая, а в другом крупная, белая и т.д.)

На что похожа соль? (похожа на порошок, песок)

А теперь давайте рассмотрим соль с помощью лупы. Что вы видите? (соль состоит из кристалликов)

А теперь возьмите ложечку наберите в неё соль и переверните. Что произошло? (соль высыпалась) Значит, что мы можем сказать? Соль какая? (сыпучая). Ребята, давайте понюхаем соль. Чем пахнет соль? (ничем)

Вывод: соль белая, сыпучая, без запаха.

Опыт 2: «Соль хрустит»

Воспитатель: Ребята возьмите ложечкой соль и насыпьте её в тарелочку и

надавите ложкой соль. Что вы слышите? (соль хрустит)

Вывод: Соль состоит из кристаллов. При надавливании ложкой кристаллы трутся друг о друга и поэтому мы слышим хруст.

Опыт 3: «Соль поглощает воду»

Воспитатель: Ребята, а сейчас зачерпните ложечкой чуть-чуть воды и вылейте её в соль. Что произошло? (вода впиталась в соль)

Вывод: Соль может поглощать не большое количество воды.

Опыт 4: «Соль растворяется в воде»

Воспитатель: ребята перед вами 2 стакана воды. В каждый стакан насыпьте по одной ложке соли. В один стакан крупную соль, в другой мелкую и размешайте её палочкой. Посмотрите, что произошло? (соль исчезла, растворилась. Мелкая соль растворилась быстро и полностью, а крупная нет)

Вывод: Соль растворяется. Мелкая соль растворяется в воде быстрее чем крупная.

Опыт 5: «Плавающее яйцо»

Воспитатель: Ребята, профессор нам показал озеро, где добывают соль. А мы с вами как-то говорили, что в таких озёрах, где очень много соли предметы не тонут. Давайте проверим так ли это. Посмотрите у меня на столе 2 стакана с водой. В один стакан мы наспим несколько ложек соли и растворим её. Затем в каждый стакан я опущу яйцо. Что мы заметили? (мы заметили, что в том стакане, где нет моли яйцо опустилось на дно, а в том где соль оно поднялось вверх)

Вывод: Солёная вода может выталкивать предметы на поверхность.

Воспитатель: Ребята, а вы знали, что соль можно красить и цветной солью можно украшать разный ёмкости.

Давайте мы с вами покрасим соль. Посмотрите у вас на столах есть цветной порошок. Этот порошок сделан из цветных мелков, которыми вы любите рисовать на асфальте. Возьмите 3 ложки порошка любого цвета, добавьте порошок в мелкую соль и перемешайте. И перед вами цветная соль. А сейчас вы свою цветную соль аккуратно, не торопясь пересыпьте вот в этот стакан. Соль нужно сыпать аккуратно чтобы цвета не перемешались и красиво сочетались. Посмотрите, как красиво получилось! Таким красивым стаканом можно украсить полочку или как сувенир кому-нибудь подарить. А давайте мы наш красиво украшенный солью стакан подарим профессору. (выходим из лаборатории и дарим стакан)

Профессор благодарит детей и приглашает их в творческую мастерскую. Слайд 13-14.

Воспитатель: ребята профессор нас не случайно пригласил в творческую мастерскую. Недавно я узнала, что оказывается солью можно рисовать. И сегодня я хочу вместе с вами порисовать солью. А что мы будем рисовать, вы узнаете, отгадав загадку:

Вдруг из чёрной темноты

В небе выросли кусты.

А на них то голубые,

Пунцовые, золотые.

Распускаются цветы

Небывалой красоты.

И все улицы под ними тоже

Стали все цветными.

Как назвать же их скажи

Эти яркие цветы? (салют)

Воспитатель: правильно ребята это салют. (показ фотографий салюта)

Что такое салют? Где вы его видели? В какие дни мы можем увидеть салют? (когда празднуется какой-нибудь праздник)

Сегодня я хочу вместе с вами нарисовать салют, потому что скоро в нашей стране будет праздноваться праздник «День победы». Что это за праздник и почему он так называется? Как люди его празднуют? (в этот день проходят парады, концерты и вечером всегда запускают салют)

Воспитатель: для рисования салюта нам понадобится клей ПВА, картон чёрного цвета, соль, краски, вода. (объясняю и показываю ход рисования, дети смотрят и выполняют свои работы).

Итог:

Воспитатель: ребята с кем вы сегодня познакомились?

Что вы сегодня нового узнали?

Что вам больше всего понравилось на сегодняшнем занятии?

Воспитатель вместе с детьми благодарят профессора. Профессор прощается с детьми слайд 15.