Краткосрочный проект "Дожди"

Рыжикова Анастасия Валерьевна
Аввакумова Ю.В.

Воспитатель, МДОБУ ДСКВ № 6 города Всеволожска, г. Всеволожск, Ленинградская область
Воспитатель, МДОБУ ДСКВ № 6 города Всеволожска, г. Всеволожск, Ленинградская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Рыжикова А. В. Аввакумова Ю.В. Краткосрочный проект "Дожди" // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 11.05.2024).

Заказ № 1955020


 

Проект: Долгосрочный, групповой, исследовательско-творческий.

Цель проекта: Формировать у детей сознание ценности природы и единства всех ее составляющих, в том числе и человека; показать разнообразие дождей. Продолжать развивать связанную. Развивать творческие способности, воображение средствами музыки, художественного слова и живописи. Закреплять цвета радуги. Воспитывать любовь к природе.

Сроки реализации проекта: 3 месяца (с сентября по ноябрь).

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель.

Актуальность: Одной из самых актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой. Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать, как процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Нами была выбрана эта тема, в связи с тем что, дети получили более расширенные знания о дожде, развивали речь, обогащали словарный запас, а применение инновационных технологий помогли:

  1. Наглядно продемонстрировать различные иллюстрации и фотографии;
  2. Воспитать интерес к приобретению новых знаний;
  3. Создать возможность гибкого управления учебным процессом.

 

I этап (подготовительный)

Был сделан большой подбор иллюстраций и фотографий на тему дождя, различных видов дождей, радуги, туч, облаков; репродукций картин А. Куинджи, И. Левитана, В. Пурвита , И. Шишкин, А. Герасимов и др. Стихи С. Пшеничных, Г. Белозерова, О. Бундур, Г. Новицкой, В. Орлова, Т. Травина и др. Пословицы, поговорки, приметы, потешки, загадки, физ. минутки, пальчиковые игры, массажи на тему дождя. Подобрали соответствующие теме музыкальные произведения. Подготовили слайды различных дождей. Создали папки «Дожди», «Цвета радуги».

 

II этап (практический)

Провели беседы:

  • «Почему идет дождь»;
  • «Кому и зачем нужен дождь»;
  • «Что такое дождь и из чего состоит туча»;
  • «Какие бывают дожди»;
  • «Круговорот воды в природе»;
  • «Приметы дождя»;
  • «Почему капли падают на землю»;
  • «Забота о своем организме после прогулки под холодным дождем»;
  • «Времена года, когда идут дожди».

Рассматривали иллюстраций и открыток с изображением различных видов дождей (сезонные дожди, прямой, косой, дождик с ветром, с градом, с радугой, со снегом, грибной, проливной и периоды после дождя).

Рассматривали репродукций картин А. Куинджи «Осенняя распутица», «Радуга», И. Левитана «Хмурый день», «Осенний день», В. Пурвита «Осенний пейзаж», И. Шишкин «Дождь в дубовом лесу», «Лесной пейзаж. Дорога», А. Герасимов «После дождя» и др.

Читали отрывок из произведения К. Паустовского, стихи С. Пшеничных, Г. Белозерова, О. Бундур, Г. Новицкой, В. Орлова, Т. Травина и др., некоторые стихи заучивали. Читали пословицы, поговорки, приметы, потешки о дожде. Загадывали загадки.

Разучивали физминутки, пальчиковые игры, массажи на тему дождя.

Разучивали стихи о видах дождей, заклички, обыгрывали мини-сценки: «Встреча туч», «Вышел дождик погулять», «Озорники», психогимнастика «Тучка и солнышко».

Рисовали дожди в традиционной и нетрадиционной технике рисования (карандашом, тонкой кистью, ватными палочками, пальчиком).

Во время прогулок наблюдали за разнообразием дождей, сравнивали их. Уточняли, в какое время года бывает больше дождей. В какой момент говорить правильно «Снег с дождем» или «Дождь со снегом» и др.

Играли в подвижные игры: «Солнечные зайчики», «Солнышко и тучка»;

Играли в дидактические игры: «Хорошо – плохо», «Радуга», «Продолжи фразу», «Дай отгадку», «Угадай по фотографии», «Разрезные картинки».

Игровые упражнения: «Что забыл нарисовать художник?», «Найди картинку, какой ты наблюдал дождь», «Кто рад дождю», «Почему растения и животные радуются», «Придумай рассказ».

Упражнения на развитие мелкой моторики рук «Капает дождь» (рисовать карандашом, мелом под приговорку).

ТРИЗ: «Дождь, когда – хорошо, а когда – плохо», «Есть ли польза в дожде».

Прослушивали различные музыкальные произведения, как классику, так и современные композиции, подбирали к ним нужные описательные эпитеты. Старались подобрать музыкальное произведение к данной репродукции.

III этап (итоговый)

Завершая данную проектную деятельность, провели итоговое занятие «Дожди бывают разные». Во время занятия прозвучало много стихов, загадки, пословицы, приметы. Дети могли на экране телевизора видеть фото-презентацию дождей, рассматривать репродукции картин, слушать музыкальные произведения, смешивать на палитрах краски, создавая недостающие цвета радуги, рисовать дождь в нетрадиционной технике, рисование расческой.