Добровольчество молодёжи как стратегия позитивного развития, обеспечивающая личностный рост и самосовершенствование молодёжи

Титова Анна Рубеновна
Оганесянц Карина Робертовна

Учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 28 г. Владикавказ, г. Владикавказ
Учитель английского языка, МБОУ СОШ № 50 г. Владикавказ, г. Владикавказ

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Титова А.Р., Оганесянц К.Р. Добровольчество молодёжи как стратегия позитивного развития, обеспечивающая личностный рост и самосовершенствование молодёжи // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 12.05.2024).

Заказ № 1947947


 

Аннотация. В статье говорится о том, что одной из важных проблем, существующих в обществе, является проблема профессионального самоопределения. Изменения на рынке труда затрудняют процесс интеграции подрастающего поколения в профессиональную структуру общества и актуализируют проблему профессионального и личностного самоопределения молодёжи. Процесс включения студентов в деятельность волонтёрских отрядов позволяет существенно повысить уровень их профессиональной направленности, даёт возможность самовоспитания и формирования собственной личности.

Ключевые слова: волонтерство, добровольчество, волонтер, волонтерская деятельность, профессионализм.

 

Известно, что одной из главных проблем современного образования является недостаточная социальная ориентированность выпускников. Поэтому одним из направлений социально -педагогической политики должна быть организация работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся социальной компетентности с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда, эффективности выполнения ими основных социальных функций в обществе [2]. В современном обществе во всех сферах жизни происходит множество изменений, диктующих необходимость умения приспосабливаться к изменяющимся условиям, эффективно взаимодействовать с окружающим миром, быть компетентным в самых различных вопросах. Реальными результатами образования в современных условиях становятся способность студента чувствовать образ меняющегося мира и ощущать себя как часть этого мира, готовность к встрече с неожиданностями и умение ответить на эти встречи позитивной инновационной деятельностью, что ставит высшую профессиональную школу перед проблемой поиска дополнительных ресурсов социального воспитания молодёжи. В качестве одного из современных и адекватных потребностям молодёжи ресурса социального воспитания, позволяющего стимулировать инициативность, активность личностной позиции, может выступать волонтёрская деятельность.

Волонтёрство – это добровольная безвозмездная деятельность на благо общества и отдельных граждан. Если сформулировать определение не официальными терминами, то волонтерство – это бесплатная работа для того, чтобы помочь всем, кто в этом остро нуждается [2].

В русский язык термин «волонтерство» вошел в 90-е годы, когда в России стали появляться первые социально ориентированные некоммерческие организации (НКО), главная задача которых – не получение прибыли от своей деятельности, а благотворительность и просветительская работа. До этого времени все, что сейчас подразумевают под волонтерством, называлось добровольчеством [3].

Французское слово volontaire («волонтер») произошло от латинского voluntarius («добровольный»), так что галлицизм «волонтер» – это полный синоним русского «доброволец». Это зафиксировано в пятой статье ФЗ № 135 «О благотворительной деятельности и (волонтерстве)» [3].

Добровольческая помощь в различных видах издавна была существенной характеристикой русской национальной культуры наряду с традицией соучастия и сопереживания судьбе ближнего. В настоящее время «Концепция долгосрочного социально экономического развития РФ до 2024 года» предусматривает развитие добровольчества как одного из приоритетных направлений государственной политики.

Проведённые в России исследования среди молодых добровольцев выявляют мотивы участия молодёжи в добровольческой деятельности: желание быть полезными людьми, способствовать позитивным изменениям в обществе, найти единомышленников, получить новые знания и навыки, интересно проводить досуг, найти друзей. Среди мотивов добровольцев выделяются не только идеалистичные, но и прагматичные: проба себя на пути к карьере, приобретение дополнительных знаний, навыков и квалификации, поиск площадок для исследований, расширение профессионального опыта, получение необходимой информации, полезных связей и т.п.

Международная практика показывает, что добровольчество молодёжи ‒ это стратегия позитивного развития, обеспечивающая личностный рост и самосовершенствование молодёжи.

Молодые люди, имеющие опыт участия в добровольческой деятельности, включаются в социально-культурные преобразования, призванные способствовать улучшению жизни общества. В свою очередь, накопление опыта участия в добровольческой деятельности формирует у них духовно-нравственные ценности, которые представляют собой сочетание общественных и личных интересов, связанные с осознанием себя как личности, формируют активную жизненную позицию.

Волонтёрство как направление воспитательной работы в вузе выполняет ряд важных функций:

  • овладение социально-профессиональными умениями и навыками за счёт расширения социальных связей;
  • появление новых карьерных возможностей;
  • обогащение собственного социального капитала;
  • реализация личного потенциала.

В качестве видов добровольческой деятельности можно выделить следующее:

  • работа с социально-незащищенными слоями населения (пожилые, люди без определённых занятий и места жительства, люди с ограниченными возможностями);
  • работа с детьми и молодёжью (в детских домах, интернатах для детей с ограниченными возможностями, школах, детских садах и т.д.);
  • участие в проектах, направленных на решение проблем местных сообществ;
  • реализация проектов, направленных на предотвращение конфликтов, развитие идей терпимости в обществе;
  • развитие проектов, направленных на пропаганду идей здорового образа жизни среди молодёжи, профилактику курения, алкоголизма, употребления наркотиков.

Для того чтобы потенциал волонтёрской деятельности стал ресурсом социального воспитания студентов, его необходимо активизировать, то есть перевести в более высокое качественное состояние, что вызывает необходимость выявления педагогических условий организации волонтёрской деятельности в вузе как ресурса социального воспитания молодёжи, которые в полной мере задействует выявленный потенциал волонтерства.

Выделяя первое педагогическое условие, мы исходили из того, что содержание волонтёрской деятельности активизирует задействованные в ней личностные ресурсы, способствуя проявлению субъектности студентов. Ценностная составляющая волонтёрской деятельности обеспечивает необходимую пригодность волонтёра, осуществление добровольного, осознанного, ответственного выбора целей, имеющих высокую социальную значимость и требующих личностного участия, что актуализирует ценностно-смысловой компонент субъектной позиции. Приобретённые в волонтёрской деятельности знания и умения способствуют изменению отношения как к волонтёрству в целом, так и к себе как субъекту этой деятельности. Поэтому студентам предлагалось выступить волонтёрами социальных акций различной направленности: благотворительных, творческих, информационно-просветительских, организационных, обучающих, экологических. Вариативность содержания предлагаемых акций позволила студентам делать выбор как направления волонтёрской деятельности так меры своего личного участия в ней.

Второе педагогическое условие связано с актуализацией потенциала волонтёрства в учебной и внеучебной деятельности, что позволяет расширить пространство самосознания студентами себя как субъекта социальной и профессиональной деятельности, развить устойчивое ценностное отношение к такой деятельности, обеспечить самостоятельность в принятии решений, предоставить возможность для становления самосознания, профессионального самоопределения, самоутверждения, самораскрытия, самореализации индивидуальных особенностей.

Третье педагогическое условие формирования субъектной позиции студентов в волонтерской деятельности заключается в организации этой деятельности на основе технологий социального проектирования. Данное условие позволило использовать проектный метод в его различных типах: учебные, партнерские и самопроекты. Обобщению навыков волонтерской деятельности способствовало использование партнерских проектов на базе волонтерских и благотворительных общественных организаций.

В качестве примера приведем модель волонтерской деятельности в ВУЗе на рисунке1.

Ссылка на детальное изучение рис.1 https://disk.yandex.ru/i/5lVub39VJJ1EFw

Подводя итог вышесказанному, отметим процесс включения студентов в деятельность волонтерских отрядов не только позволяет существенно повысить уровень их профессиональной направленности, но и дает им возможность апробировать себя в профессиональной роли, развивает профессиональные компетенции и учит ориентироваться в существующих методических подходах к решению проблемы, но и дает возможность самовоспитания и формирования собственной личности, воплощения своих творческих планов и лидерского потенциал

 

Литература:

  1. Зубкова Т.С., Тимошина Н. В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. М.: Академия, 2003.
  2. Кобякова Т.Г., Смердов О.А. Методический семинар-тренинг «Теория и практика волонтёрского движения».
  3. Фасмер М.. Волонтёр // Этимологический словарь русского языка. Пер. с нем. О. Н. Трубачева. М.: Прогресс, 1986. Т. I. С. 342.