Психолого-педагогическая диагностика лингвистической одарённости обучающихся

Неделько Надежда Петровна

Учитель, МБОУ "СОШ с. Малотроицкое", Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Неделько Н.П. Психолого-педагогическая диагностика лингвистической одарённости обучающихся // Совушка. 2023. N4 (34). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/34/ (дата обращения: 11.05.2024).

Заказ № 1947620


 

Аннотация: В этой статье раскрывается понятие лингвистической одарённости, имеющей важное значении в работе учителя иностранного языка, стремление которого направлено на высокую результативность педагогической деятельности. Представлена, обусловленная рамками урочной и внеурочной деятельности, краткая характеристика наиболее доступных в использовании методик психолого-педагогической диагностики лингвистической одарённости обучающихся с учётом возрастных категорий.

Ключевые слова: лингвистическая одарённость, диагностика, обучение иностранному языку.

Тематическая рубрика: общая педагогика

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие талантливых детей, реализацию их потенциальных возможностей в образовательном и воспитательном процессе, является одним из приоритетных направлений современного российского образования. Выявление, развитие и обучение детей с выдающимися способностями образуют единую систему. Указанные формы работы не могут являться самоцелью и выступать в отрыве друг от друга.

Практическая диагностика детской одарённости - актуальная и сложная проблема для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Сложность её решения обусловлена наличием противоречащих друг другу подходов к указанной проблеме и многообразием видов одарённости [9].

Очевидно, что внимание учителя иностранного языка привлекает лингвистическая одарённость. Лингвистическая одаренность обучающихся – это «повышенный уровень способностей к ускоренным процессам мышления на чужом языке, к активной познавательной деятельности в области теории и истории языка, к креативности в выборе способов общения на иностранном языке, к устойчивой мотивации в изучении языка» [8].

Американские ученые (Джон Б. Кэрролл, Стэнли Сапон) выделили четыре группы специальных когнитивных способностей, лежащих в основе успешного усвоения иностранного языка:

1. Способность к фонетическому кодированию (phonetic codingability) – восприятие звуков иностранного языка и звуковых форм слов и выражений, их «кодировка» в долговременной памяти и воспроизведение по необходимости.

2. Грамматическая чувствительность (grammatical sensitivity) – способность воспринимать грамматические отношения в иностранном языке и понимать роль грамматики в порождении и переводе высказываний и предложений.

3. Механическая ассоциативная память (rote associational) – необходима для усвоения большого количества произвольных связей между словами и их значениями, которые необходимо освоить.

4. Индуктивная способность (inductive ability) –общая когнитивная способность, способность видеть и выводить правила, управляющие формированием паттернов стимулов [1].

Занимательно, что исследователи фактически обходят стороной тему неспособностей к иностранным языкам. Большинство из них сходятся во мнении, что «полная неспособность к изучению иностранного языка встречается крайне редко». Практики образовательного процесса нередко объясняют неуспехи в изучении языка необучаемостью. Обучаемость означает восприимчивость к обучению, накоплению опыта, зависит от способностей. «От обучаемости зависит легкость и темп овладения разнородными знаниями, широта их переноса в новые условия».

Практики в области иноязычного образования называют критерии, которые прямо или косвенно могут свидетельствовать о наличии способностей к иностранным языкам, лингвистической одаренности школьника:

– успехи в математике, в русском языке и литературе одновременно;

– способности к пению;

– музыкальный слух;

– способности к пародированию;

– хорошая память (быстрое заучивание стихов,

песен; память на цифры, факты);

– хороший темп речи;

– беглость чтения на родном языке;

– общее развитие речи (хорошая дикция, умение рассказывать, пересказывать, говорить длинными развернутыми предложениями, быстрая речевая реакция на вопросы).

Возрастные характеристики человека также определяют интенсивность развития его языковых способностей, с увеличением возраста постепенно ослабевают языковые способности. Сензитивные периоды наблюдается в начале жизни ребенка и в 10–12 лет.

С точки зрения гендерной зависимости в проявлении языковых способностей, то девочек, способных к языку, больше, чем мальчиков [3].

 

Методики психолого-педагогической диагностики (таблица 1) с краткой аннотацией для разных возрастных групп.

Возрастная категория

Наименование методики

Краткая характеристика

младший школьный возраст — от 7 до 11—12 лет

1.Методика Пьерона – Рузера

2. Исследование памяти (методика «10 слов») методика А.Р. Лурия

 

1.Методика дает представление о скорости и качестве формирования простого навыка, усвоения нового способа действий, позволяет получить информацию об объеме и устойчивости произвольного внимания, о развитии моторики руки.

2. Тестирование заключается в выявлении скорости и величины слухоречевого запоминания 10 слов. Методика применяется для определения количества их воспроизведения через некоторый промежуток времени.

средний школьный возраст (подростковый) — от 12 до 15 лет

Брейнсторминг

Методика коллективного поиска решений. Суть в том, что собирается группа учеников и вслух думают над конкретной задачей. Каждый высказывает свою идею, в результате чего и рождается наилучший вариант. Эта методика не только формирует, развивает лингвистическую компетентность, но и способствует выявлению лингвистически одарённых детей.

старший школьный возраст (юношеский) — от 15 до 18 лет

«Тест на определение языковых способностей Хорста Зиверта»

 

Тест состоит из заданий, которые представляют собой нахождение одинаковых по значению слов, аналогий, правильного звучания пословиц, а также проверку памяти на слова. Для выполнения заданий этого теста требуется не только языковое чутье, но и аналитические способности.

 

Как правило, на практике методики диагностирования лингвистически одарённых детей являются вторичными. Наблюдение за учениками – первично. Выявлению таких детей предшествует наблюдение за проявлением их особенностей. Лингвистически одарённые дети способны:

- быстро мыслить на неродном языке, выстраивая неподготовленные монологи и диалоги;

- воспринимать тексты и аудиоматериалы легче и глубже в сравнении со сверстниками;

- к творчеству в выборе способов общения на иностранном языке;

- запоминать лексические единицы, порой это происходит самопроизвольно, без заучивания;

- к развитой языковой догадке, выполняют задания, основываясь на языковом чутье;

- без особых усилий схватывать грамматические конструкции иностранного языка и воспроизводить их в устной и письменной речи.

Такие дети выделяются на фоне остального класса. Для одарённых детей характерно:

-проявление любопытства ко всему новому, которое выражается в постоянном сборе информации в форме вопросов;

- свободное высказывание своего мнения, настойчивое, энергичное его отстаивание;

- обладание богатой фантазией, воображением, хорошо развитым чувством юмора, видением юмора в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными;

- чувствительность к красоте, внимательность к эстетике вещей;

- отрицание авторитарных указаний без критического изучения;

- стремление к самовыражению, творчеству [7].

Психолого-педагогическая диагностика лингвистической одарённости обучающихся вопрос занимательный, но мало изучен. При всей актуальности и значимости данного вида одарённости методик её диагностирования удивительно мало. Поэтому есть смысл и возможность работать в этом направлении и искать новые методы диагностирования когнитивно-одарённых школьников.

 

Литература:

1. Василевич А.П, Кудинова И.М. Тождественны ли понятия: лингвистическая одаренность и языковая одаренность? // Иностранные языки в школе. 2020. № 2. С. 47-53.

2. Вихорева О.А. Система выявления и поддержки интеллектуально одаренных детей // Дополнительное образование. 2005.№ 5. С. 39-41.

3. Грабовский А.И. К вопросу о классификации видов детской одаренности // Педагогика. 2003.№ 8. С. 13.

4. Губайдуллина М. Выявление одаренности и творческих способностей детей // Педагогическая диагностика. 2008. № 3. С. 116-122.

5. Дворжецкая Л.В. Выявление и развитие креативных способностей учащихся // Завуч. 2009. № 8. С. 78-80.

6. Нохрина Н.А. Диалог педагога и психолога в диагностике одаренных детей // Завуч. 2009. № 8. С. 81-83.

7. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей: материалы из опыта работы / Департамент образования Вологодской области, Вологодский институт развития образования. Составители: Михайленко Т.Н., Туницкая О.Ю.; под редакцией Афанасьевой Н.В. Вологда: ВИРО, 2019. 184 с.

8. Румянцева М.В. Обучение лингвистически одарённых школьников иностранному языку в условиях дополнительного образования: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2006. 188 с.

9. Сергеева Н.Г. Одаренные дети: проблемы диагностики // Завуч. 2009. № 8. С. 84-86.

10. Фахретдинова Ф. Формы и методы диагностики видов одаренности детей в школе // Педагогическая диагностика. 2008. № 3. С. 57-68.