Особенности психолого-педагогического сопровождения одаренных обучающихся: интерактивное занятие с педагогами

Синюкова Елена Васильевна
Плаксина Ирина Евгеньевна
Вильданова Елена Валентиновна

Педагог-психолог, МБОУ СОШ № 32, г. Озёрск, Челябинская область
Педагог-психолог, МБДОУ ДС "Родничок", г. Озёрск, п. Новогорный, Челябинская область
Педагог-психолог, МБОУ "Лицей №23" г. Озёрск, Челябинская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Синюкова Е.В., Плаксина И.Е., Вильданова Е.В. Особенности психолого-педагогического сопровождения одаренных обучающихся: интерактивное занятие с педагогами // Совушка. 2023. N3 (33). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/33/ (дата обращения: 12.05.2024).

Заказ № 1936351


 ПРИЛОЖЕНИЕ: Полный текст статьи


 

Одаренность человека ‒ это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В. А. Сухомлинский

Цель: Формирование психологической готовности педагога к работе с одаренными обучающимися.

Задачи:

  • актуализировать и расширить знания педагогов об одаренности;
  • способствовать снижению психологических барьеров в работе с одаренными;
  • повысить психологическую компетентность педагогов по вопросам сопровождения одаренных обучающихся.

Оборудование:

Компьютер, экран, мультимедийная презентация, демонстрационная доска, ватман, магниты, маркеры одного цвета (для чек-листа), чек-листы, раздатка с информационным материалом, цветные листы для рефлексии, коробка для рефлексии, цветные стикеры для деления на группы, клипборд (запись ожиданий), листы А3, маркеры темного цвета (запись на ватмане).

Актуальность

Актуальность работы с одаренными детьми безусловна: это высокая динамика жизни, увеличение информационных и эмоциональных нагрузок на человека; проблемы в науке, экономике, технике, решение которых требует значительных интеллектуальных усилий. Обществу требуется профессиональная личность, творческая, активная, социально ответственная, с развитым интеллектом, высокообразованная. Одной из приоритетных задач современного российского образования является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей в образовательном и воспитательном процессе. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения.

Подготовка ребенка к жизни в современных условиях предполагает развитие внутреннего потенциала, выявление и совершенствование всех его способностей. Умственные возможности ребенка, которые могут оказаться предпосылками подлинной одаренности, не должны быть оставлены без внимания. Решающая роль в развитии детской одаренности принадлежит сфере образования.

Одним из основных этапов работы по формированию системы сопровождения одаренных детей является необходимость актуализации и расширения знаний педагогов образования по вопросам одаренности.

Тема нашей встречи:

«Особенности психолого-педагогического сопровождения одаренных обучающихся».

По форме проведения: наша встреча – это интерактивное занятие, когда у каждого участника есть возможность высказать свою точку зрения. И, поскольку, это интерактив, он предусматривает введение минимальных правил, которые позволяют сделать встречу более эффективной. Я предлагаю ввести сегодня два правила:

1 – правило активности и 2 правило – «ведущий может сказать СТОП». Принимаем?!

Упражнение «Приветствие»

Предлагаю каждому из нас поприветствовать и проговорить свои ожидания от сегодняшней встречи. Ведущий записывает.

Резюме: сегодня наш взгляд будет обращен к теме одаренности. Мы вспомним особенности одаренного ребенка, его яркие проявления и личностные трудности, а также обратим внимание на основные этапы психолого-педагогического сопровождения.

Разминка: «Я вижу что-то…»

Инструкция:

Коллеги, для этого упражнения вам нужно встать и начать перемещаться по аудитории. Рассмотрите её внимательно – предметы, которые находятся в ней, людей.

Продолжаем перемещаться и внимательно слушаем меня. Когда я скажу фразу «я вижу что-то…», например, «зелёное» — каждый должен коснуться чего-то зелёного. Некоторые задания будут очень легкими, а некоторые, возможно, заставят вас задуматься, но вы должны быстро сообразить и выпутаться из этой ситуации. В этом упражнении главное – темп! Готовы? Начинаем — я вижу что-то: красное; холодное на ощупь; шершавое; что весит примерно полкилограмма; круглое; металлическое; голубое; прозрачное; зеленое; из золота; слово «одаренный».

Теоретическая часть

Понятийное поле

- Возвращаясь к теме нашей встречи, обратимся к понятиям:

 

Индивидуальность

– совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность присущих конкретному человеку и отличающих данного человека от всех иных, принадлежащих к тому же виду свойств и характеристик.

Факторы индивидуальности:

• наследственность и физиологические особенности;

• факторы окружающей среды, формирующие индивидуальность: культура и социальное окружение (семья, детский сад, школа, общественные организации);

• индивидуальность оказывает влияние на собственное формирование и развитие: человек с детства играет активную роль в собственном развитии и не является только исключительно продуктом наследственности и окружения.

Способность

– это индивидуально-психологические особенности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

Общие способности

Проявляются в большинстве

основных видов человеческой деятельности, таких как внимание, память, сообразительность

Специальные способности

Проявляются только в отдельных видах деятельности, например, игре на музыкальных инструментах, рисовании, пении и др.

Одаренность

– это сочетание ряда способностей, которые обеспечивают успешное выполнение определенной деятельности.

Одаренный ребенок – тот, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Замеченная у ребенка одаренность психологами, педагогами, родителями называется актуальной одаренностью. Детская одаренность, которая не сразу заметна для взрослых, называется потенциальной одаренностью.

Талант

– это выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности.

Чаще талант проявляется в какой-то определенной сфере. Если обучающийся занимается какой-либо деятельностью с интересом, постоянно совершенствуется, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе работы, и в результате получает новое, значительно превышающее первоначальный замысел, то можно говорить о том, что это талант.

Гениальность

– это высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

 

Примеры:

Леонардо да Винчи. Ни до, ни после этого гения история не встречала таких разносторонних личностей. Он в свое время прославился на весь мир не только как гениальный художник, но и как ученый, писатель, музыкант, композитор, создатель музыкальных инструментов, провидец, один из лучших певцов своего времени, скульптор, изобретатель, инженер, филолог, химик, архитектор, модельер, фехтовальщик и наездник. Он обладал нечеловеческой силой: будучи «правшой», левой рукой он мог смять подкову, он писал справа налево в зеркальном изображении. Леонардо да Винчи спал по 15 минут каждые 4 часа, сокращая тем самым свой суточный сон с 8 до 1,5 часов. Благодаря этому гений экономил сразу 75 процентов времени сна, что фактически удлинило его время жизни с 70 до 100 лет! В его дневниках сохранились наброски птиц в полете, для выполнения которых требовались, по крайней мере, возможности замедленной фото-видео-съемки. Многие его труды до сих пор таят в себе неразгаданные загадки и множество тайн. Над разгадкой тайны улыбки Моны Лизы ученые бьются уже много лет.

Величайший гений и загадочный ученый Альберт Эйнштейн Его научные открытия позволили добиться огромных успехов в математике и физике. Он – автор около 300 работ по физике и более 150 книг в области других наук. При этом гениально играл на скрипке.

Если мы обратим внимание на термин «талант» - талант проявляется в какой-то определенной сфере. И мы знаем много примеров талантливых людей.

Новатор живописи и проницательный художник, Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился и как портретист. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Он был умелым предпринимателем. Он организовал большую мастерскую по «производству картин». За свою долгую жизнь он выполнил огромное количество заказов от королей, римских пап, кардиналов, герцогов и князей. Его творческий метод называли «тонализмом».

«Художник из народа» Виктор Васнецов, был одним из самых талантливых учеников Академии художеств, который за годы учебы получил три серебряных медали. Известность в мире искусства ему принесли былинно-исторические полотна: «Витязь на распутье», «Аленушка», «Богатыри».

Много примеров талантливых людей можно привести. Но возвращаясь к детям…

Представления исследователей о видах одаренности.

Дети, которых принято называть «одаренными» ‒ разные.

Современные исследователи отмечают увеличение категории одаренных детей, «среди них и дети с особо развитым мышлением, и дети, способные влиять на других людей, – лидеры, и дети – «золотые руки», и дети, представляющие мир в образах, – художественно одаренные дети, и дети, обладающие двигательным талантом.

Предлагаю вашему вниманию ряд собирательных абстракций, который демонстрирует невозможность сведения всех одаренных детей к единому знаменателю:

  • интеллектуальной;
  • академических достижений;
  • творческого или продуктивного мышления;
  • общения и лидерства;
  • художественной деятельности;
  • психомоторной;

Интеллектуальная сфера

1. Высокая познавательная активность, мобильность.

2. Быстрота и точность выполнения умственных операций.

3. Устойчивость внимания.

4.Оперативная память – быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний.

5. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.

6. Богатство активного словаря.

7.Быстрота и оригинальность вербальных ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.

8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий.

9. Развитость творческого мышления и воображения.

10. Владение основными компонентами умения учиться.

11.Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.

12. Возможность предвосхищения результата деятельности.

Сфера академических достижений

1.Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.

2. Повышенный интерес к математическим отношениям.

3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.

4.Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.

5. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).

6.Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год–два.

7.Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой.

8. Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной.

9. Пытается выяснить причины и смысл событий.

10. Уделяет много времени созданию собственных «проектов».

11. Обсуждает научные события, изобретения.

Сфера творческого продуктивного мышления

1. Высокий энергетический уровень.

2. Изобретательность в использовании материалов и идей. Часто высказывает много разных соображений.

3. Склонность к завершенности и точности в занятиях.

4. Задает много вопросов по интересующему его предмету.

5. Любит рисовать.

6. Проявляет тонкое чувство юмора.

7. Не боится быть не таким, как все.

8. Склонен к фантазиям, к игре.

Сфера общение и лидерство

1. Легко приспосабливается к новой ситуации.

2. Всегда выполняет свои обещания, ответственен.

3. Инициативен, общителен с окружающими.

4. Стремится к доминированию среди сверстников.

5. Относится к сверстникам и старшим, как к равным.

Сфера художественной деятельности

1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.

2. Хорошо поет.

3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.

4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт, где можно слушать музыку.

5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно.

6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.

7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.

8. Хорошо играет на каком-либо инструменте.

9. Проявляет очень большой интерес к визуальной информации;

10.Весьма серьезно относится к своим художественным занятиям

11. Его произведения включают множество деталей;

12.Работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.

Психомоторная сфера

1. Тонкость и точность моторики.

2. Развитая зрительно-моторная координация.

3.Любит двигательные занятия, обладает широким диапазоном движения.

4. Отлично удерживает равновесие. Хорошо владеет телом при маневрировании.

5. Для своего возраста обладает исключительной физической силой.

6. Любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и др.)

 

- Предлагаю, используя Чек-лист, собрать «Психологический портрет» одаренного ребенка.

Выделите маркером признаки, которые, по вашему мнению, характеризуют одаренного ребенка.

Чек – лист «Признаки одаренного ребенка»

Завышенная самооценка

Самокритичен

Добрый

Заниженная самооценка

Агрессивный

Невнимательный

Любопытный

Богатый словарный запас

Открытый

Гиперактивный

Стремится к совершенству

Тревожный

Часто отвлекается

Безразличный

Ленивый

Изобретателен

Трудолюбивый

Медлительный

Внимательный

Все делает

по-своему

Неуравновешен

Фантазер

Воспитанный

Потребность общения со старшими

Упрямый

Понятливый

 

Непослушный

Настойчивый

Эгоистичный

Творческий

Замкнутый

Развитое восприятие

Любознательный

Капризный

Своенравный

Критичен к окружающим

Творчески подходит к делу

Самостоятельный

Эмоциональный

Инертный

Чек листы зачитываются с места и помещаются на доску. Ведущим анализируются несовпадения.

- Обратите внимание, какое разное понимание одаренности. И мы приходим к выводу, что однозначно сложно создать портрет одаренного ребенка только из положительных характеристик. Для них характерны и те качества, которые мешают реализации способностей.

- А у нас возникает сопротивление, если ребенок не вписывается в определенные рамки? И эта неопределенность мешает педагогу принять такого ребенка.

- Предлагаю разделить характерные признаки одаренного ребенка на два направления (линии): сильные черты и слабые - черты, каждые из которых формируют барьеры для принятия.

На листе ватмана, разделенного на два столбца, ведущий записывает сильные и слабые стороны портрета одаренного ребенка.

Резюме: Мы собрали психологический портрет одаренного ребенка. Видим, что одаренному ребенку могут быть присущи абсолютно противоположные качества.

Реальные факты говорят о том, что не так много детей, которые полностью вписались бы в рамки идеальной характеристики.

Наличие перечисленных психологических особенностей одаренного ребенка позволяет утверждать, что такие дети могут и должны быть включены в своеобразную «группу риска».

Наиболее отчетливо это чувствуется в феномене невыявленной одаренности среди детей с трудностями в обучении, низкой успеваемостью. Такие «одаренные» и остаются незамеченными по причине их непохожести на «канонизированные» образы.

По данным статистики около 30% детей, неуспевающих в школе, впоследствии становятся знаменитыми людьми. Великий Альберт Эйнштейн не был утешением и надеждой родителей, и гордостью учителей. Многие учителя считали его неспособным, и за неуспеваемость он был исключен из гимназии. Карл Линней учился настолько плохо, что педагоги намекали родителям, что было бы лучше обучать его не наукам, а ремеслу.

Хочется напомнить и следующий факт. Ежегодно психологами образовательных организаций осуществляется мониторинг интеллектуального развития детей и имели возможность наблюдать тот момент, когда уровень интеллекта не соотносится с оценками ребенка.

Существуют и гендерные различия - одаренность девочек и девушек, как правило, является вербальной (словотворческой), а одаренность мальчиков и юношей – пространственной и математической.

Посмотрите на две «кривые». Синим цветом представлены мужчины. Розовым – женщины. Видно, что показатель интеллекта у женщин выше, чем у мужчин. Но, обратите внимание на широту «кривых», по которым видно, что область кривой у мужчин шире, чем у женщин. У нас – уже. Зеленая зона, особенно та, что ниже средней нормы. Т.е., мы понимаем, что люди, способные получить высшее образование условно при уровне интеллекта ниже среднего – это, скорее всего те, кто имеет определенные личностные качества (усидчивость, пунктуальность и т.д.), которыми они достигают это. И, обратите внимание на красный прямоугольник. Только такое…минимальное количество людей способны вести прогресс вперед своим умом и личностью.

Для оптимального развития детей с признаками одаренности особое место занимает обеспечение системы поддержки реализации их потенциала. Психолого-педагогическая помощь должна быть направлена на расширение имеющегося в распоряжении одаренного ребенка арсенала поведенческих реакций, на осознание своей индивидуальности и одаренности, на построение им своей системы отношений с миром и самим собой с учетом личностных особенностей и возможностей.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с признаками одаренности - это система деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка.

Отмечают несколько психологических факторов, мешающих реализации способностей детей. К ним относятся: негативное отношение к школе и учебе; нарушение отношений с родителями; подверженность колебаниям настроения, депрессии, духу противоречия; низкая самооценка, чувство «гонимости»; тенденция к оправданию и объяснению своих недостатков, перекладывание вины на других; склонность к фантазированию; плохие межличностные отношения, недоверие к другим; недостаток настойчивости, склонность отвлекаться и откладывать дела; враждебное отношение к руководителям; скука; отсутствие самодисциплины и неспособность нести ответственность за свои действия; недостаток лидерских качеств; недостаток увлечений или излишнее внимание к ним; неприятие состязательности; эмоциональная неуравновешенность; чувствительность к критике, тенденция критиковать других; нереалистические цели.

Учитывая личностные особенности одаренных детей, мы понимаем, что при работе с ними от педагога требуется определенная поддержка и терпение, принятие и содействие.

Я предлагаю выполнить следующее упражнение «Три нужных слова».

Инструкция: Вам представлен слайд, который содержит несколько вариантов трех букв. Задание следующее, выбрать один вариант букв и составить утверждение из трех слов, (по порядку букв), с позитивной поддержкой одаренного ребенка.

Материал: РАВ, ТХР, ВВР, РТН, СХТ, КХК, МСР, ЕАО, ВРС, ТЕО, КХЕ, КЕО, СРТ, КУН, УНТ.

Возможна запись на ватмане.

- Поделитесь чувствами, легко ли получались фразы?

Практическая часть. (Вариант для педагогов школ).

Говоря о психолого-педагогическом сопровождении детей с признаками одаренности, мы с вами определились, что это система деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка. И, конечно, важным моментом является то, чтобы сопровождение проводилось всеми участниками педагогического процесса. Это и классный руководитель (воспитатель), который ближе знает детей, поддерживает связь с семьей и т.д. Это учитель по определенному предмету (узкий специалист), у которого свои методы и приемы сопровождения одаренных детей. И педагог-психолог, у которого своя психологическая задача, направленная на успешное обучение и развитие таких детей.

Упражнение «Методы и приемы»

Сейчас я прошу по принципу расчета на первый-второй, рассчитаться по кругу на треугольники и квадраты.

Инструкция

Группа - Треугольники. Ваша задача записать методы и приемы, которые может использовать классный руководитель при сопровождении одаренного ребенка.

Группа – Квадраты. Ваша задача записать методы и приемы, которые может использовать учитель-предметник при сопровождении одаренного ребенка.

Затем мы представим свой труд каждой группе.

Создание социально-психологических условий сопровождения

одаренного ребенка

- Группа 1 зачитайте ваши методы. Что еще можно добавить? Закрепите на доске лист.

- Группа 2 зачитайте ваши методы. Что еще можно добавить? Закрепите на доске лист.

Резюме:

Итак, мы четко видим поле деятельности классного руководителя, который в большей степени отвечает за социальную адаптацию в классе. Мы видим позицию учителя определенного предмета, и его основная задача состоит в том, чтобы ребенок развивал свою одаренность. У педагога-психолога своя задача, который осуществляет диагностику личностной сферы (определяет психологический статус ребенка в коллективе, уровень самооценки, уровень тревожности). Далее идет работа с классом – интерактивные занятия, тренинги, ролевые игры.

- Предлагаю на практике попробовать один из интерактивных методов работы с одарёнными детьми. Кейс-метод базируется на реальном практическом материале. Это метод решения конкретных ситуации, при котором необходимо: проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения.

- И сейчас разделитесь по цвету стикеров на ваших стульях на три подгруппы.

- Коллеги, у нас образовалось три группы. Каждой группе будет дано Кейс – задание. Ваша задача изучить ситуацию, определить проблему и найти пути решения. Затем каждая группа представит свое решение.

Решение кейсов

Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями.

Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать.

Третий этап – предложение одного или нескольких вариантов решения.

Кейс № 1

Надя, ученица 10-го класса. Все годы обучения отличница. Старательная, скромная, рассудительная. Успешно участвует в олимпиадах по химии, биологии, русскому языку. В классе отношения неровные. Одноклассники обращаются, когда надо списать, в другие моменты насмешничают. В текущей четверти стала заболевать перед олимпиадами. Классный руководитель побеседовала с ней. Надя сказала, что устала «ходить везде, на все олимпиады, у меня нет свободного времени… Ладно, я пойду (на очередную олимпиаду), но не буду делать хорошо, не хочу идти на областной уровень» (хотя может).

Вопросы:

Можно ли отнести этого ребенка к категории одаренных детей? Если да, то к какой сфере?

Какие проблемы в школе у него возникают?

Обсудите, как построить работу с таким учеником.

Кейс № 2

Женя, ученик 9-го класса. С трех лет занимается хоккеем. Был в городской детской, а затем в юношеской сборной. В настоящее время в юношеской олимпийской сборной. Спокойный, уравновешенный, добрый. В классе отношения сложные: мальчики с ним не дружат, говорят, что у них нет с ним общих интересов, девочки не обижают, но и не общаются без явной необходимости. Интеллектуальные способности средние. Учится неровно. Часто пропускает занятия из-за спортивных соревнований, сборов, тренировок. По этой причине имеет неудовлетворительные оценки по геометрии, литературе, физике. Классному руководителю Женя проговаривает, что ему часто скучно и плохо в школе.

Вопросы:

Можно ли отнести этого ребенка к категории одаренных детей? Если да, то к какой сфере?

Какие проблемы в школе у него возникают?

Обсудите, как построить работу с таким учеником.

Кейс № 3

Марина, ученица 7-го класса. Победитель городских и областных конкурсов. Увлеченно рисует. Иллюстрирует свои работы по гуманитарным предметам. Нарисовала множество обучающих карточек для учеников начальной школы по просьбе первой учительницы. Оформила по просьбе классного руководителя кабинет плакатами, росписью. В тетрадях старается писать очень красиво. У нее исключительно красивый каллиграфический почерк. Пишет медленно, из-за этого часто не успевает писать в одном темпе с классом. До 7-го класса училась на 4 и 5, теперь успеваемость стала резко падать. Дома не садится за уроки до ночи, рисует. Уроки выполняет медленно, неохотно, постоянно отвлекается.

Вопросы:

Можно ли отнести этого ребенка к категории одаренных детей? Если да, то к какой сфере?

Какие проблемы в школе у него возникают?

Обсудите, как построить работу с таким учеником.

Резюме: Одаренные дети отличаются от сверстников не только выдающимися способностями, но и особенностями поведения, как дома, так и в школе. Поэтому у педагогов возникают проблемы организации (учебного процесса) взаимодействия с обучающимися. Подобная форма (кейс-технология) может быть эффективно использована педагогом в работе с одаренными детьми.

Вывод:

В заключение можно сказать, что работа с одаренными детьми — это сложный и постоянный процесс. Он требует от педагогов личностного роста, постоянно обновляемых предметных знаний, тесного сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса, педагогической гибкости, умения искать инновационные варианты работы. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение обучающихся выступает как неотъемлемый элемент системы образования, который способствует развитию детской одаренности.

Практическая часть. (Дошкольный вариант).

- Переходим к следующей части нашей работы.

Есть много различных методов и приемов сопровождения обучающихся.

- Давайте подумаем, какие методы и приемы можно использовать в работе с одаренными детьми (мозговой штурм).

Методы и приемы сопровождения одаренного ребенка: дискуссии, Кейс-метод, ролевые игры, факультативы, предметные недели, кружки по интересам, предметные олимпиады, словесные игры и забавы, интеллектуальные разминки, проекты по различной тематике, индивидуальные творческие задания, соревнования, спартакиады, олимпиады, дифференцированные, творческие задания, различные конкурсы и викторины, выставки, исследовательская и проектная деятельность, творческие мастерские, музыкальная студия, концерты

Предлагаю на практике попробовать один из интерактивных методов работы с одарёнными детьми. Кейс-метод базируется на реальном практическом материале. Это метод решения конкретных ситуации, при котором необходимо: проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения.

- И сейчас разделитесь по цвету стикеров на ваших стульях на три подгруппы.

- Коллеги, у нас образовалось три группы. Каждой группе будет дано Кейс – задание. Ваша задача изучить ситуацию, определить проблему и найти пути решения. Затем каждая группа представит свое решение.

Решение кейсов

Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями.

Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать.

Третий этап – предложение одного или нескольких вариантов решения.

Кейс №1

Мальчик, 7 лет.

С раннего детства проявляет интерес к лепке, рисованию, конструированию. Хорошо рисует, лепит, создает необычные конструкции, фантазирует. На предложение воспитателя отдать ребенка в художественную студию родители ответили отказом, решив, что мальчик должен заниматься спортом. В детском саду он ни с кем не дружит, часто конфликтует с детьми, если ему мешают рисовать или строить, если кто-то из детей хочет присоединиться к его игре, чаще всего он не пускает. Очень замкнут, медлителен, его трудно отвлечь от любимого занятия, «ребенок в себе».

- Скажите, можно ли отнести ребенка к категории одаренных детей?

Предполагаемые варианты решения

1.Ребенок с заниженной самооценкой, он не признан родителями. Необходимо стараться повысить самооценку ребенка, предлагать участвовать в конкурсах, вывешивать его работы на выставках, чтобы его успех оценили родители и дети.

2.Провести социометрический метод исследования, выявить предпочтения этого ребенка и постараться сблизить его с этими детьми, давая им общие поручения, вместе привлекать к совместной деятельности. Дать этому ребенку особое задание, а после его успешного выполнения – высокую оценку, чтобы повысить его авторитет в группе.

3.Провести работу с родителями. Помочь им увидеть и понять увлечения ребенка. Предложить им учитывать мнение ребенка при выборе дополнительного образования, чтобы ребенок был увлечен предлагаемым ему занятием, у него должна быть мотивация, а не просто «потому, что мама так сказала». А спортом можно заниматься всей семьей в выходные дни.

Кейс № 2

Мама четырехлетнего Максима убеждена в неординарности сына: «У него изумительная память: помнит всех знакомых и родственников по именам, даже если видел всего один раз. Стихи, сказки запоминает очень быстро, может в течение часа рассказывать их наизусть. Бабушка у нас ботаник, она часто гуляет с Максимкой в парке, так он теперь почти каждую травинку, цветочек, деревце мне называет, причем правильно, я потом проверяла. Я просто не могу понять, как у него много разных имен, названий в голове умещается…».

Вопросы:

- Сделайте предположение (гипотезу), как объяснить данную ситуацию.

- Считаете ли вы этого ребенка одаренным и в какой сфере? Почему?

- Можно ли дать положительный прогноз в данной ситуации?

Основные проблемы

- Высокий уровень речевого развития

- Демократический стиль воспитания: родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают его нужды и потребности.

- Наличие эмоционально-личностных проблем

Основные пути решения

- провести психолого-педагогическую диагностику для определения уровня познавательного и речевого развития;

- исследовать личностные особенности, изучить внутрисемейные отношения;

- исследовать эмоциональное состояние ребенка;

- составить индивидуальные рекомендации (план), направленные на оптимизацию обучения. Составить план реализации интеллектуальных и психологических потребностей ребенка;

- провести беседу с родителями с целью изучения взаимодействия родителей с ребенком, дать рекомендации. Какие?

Кейс №3

Ребенок обладает очень хорошей памятью, поэтому легко запоминает информацию, тексты, песни. При проведении праздников исполняя свою роль, суфлирует роли других персонажей, чем мешает другим детям проявить себя, нарушает ход праздника.

- Скажите можно ли отнести ребенка к категории одаренных детей?


 ПРИЛОЖЕНИЕ: Полный текст статьи