Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Григорьева Ольга Владимировна
Котова Галина Васильевна
Московкина Татьяна Ивановна

Воспитатель, МБДОУ Детский сад № 113, г. Чебоксары
Воспитатель, МБДОУ Детский сад № 113, г. Чебоксары
Воспитатель, МБДОУ Детский сад № 113, г. Чебоксары

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Григорьева О.В., Котова Г.В., Московкина Т.И. Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности // Совушка. 2023. N3 (33). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/33/ (дата обращения: 13.05.2024).

Заказ № 1936133


 

Игра – это не только развлечение, но и творческий труд ребенка, это то, с чего он начинает свою жизнь. Дошкольный возраст ‒ это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а что бы речь была внятна, понятна и интересна другим необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В процессе игры дети изучают не только окружающий их мир, но и самого себя, своё место в мире. Игра – это не только развлечение, но и творческий труд ребенка, это то, с чего он начинает свою жизнь. Поэтому роль игры в развитии речи у детей дошкольного возраста занимает ведущее место.

Игра ‒ одно из лучших средств развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую активность.

Для развития речи детей в детском саду проводятся различные игры как на занятиях, так и в свободной деятельности детей Игры, проводимые на занятиях, способствуют правильному произношению звуков, слов, фраз, темпу речи, речевому слуху.

В игре ребенок развивается как личность, у него складываются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Посредством игры мы развиваем речь детей: пополняем и активизируем словарь, формируем правильное звукопроизношение, развиваем связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные чувства и качества, формируются этические представления. Игры на занятиях и в режимных моментах необходимы для снижения психических и физических нагрузок. Также очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, овладения правильным звукопроизношением.

Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Для развития фонетико-фонематической стороны речи мы проводим такие игры, например, как», «Испорченный телефон», «Светофор», «Повтори», где требуется найти картинку и четко произнести звукосочетание, правильно предать звучание слова соседу, выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три и т. д. Особое внимание нужно уделять дидактической игре, так как она имеет большое значение для воспитания. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Одно из направлений нашей работы ‒ расширение и обогащение словарного запаса детей разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами. Поэтому мы в своей работе используем различные игры: сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, подвижные, пальчиковые.

Все дети любят загадки, с восторгом стараются их разгадать. Поэтому мы предлагаем детям игры, где требуется отгадать различные загадки. И совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо, формируют быструю реакцию на слово.

В своей практике мы используем пальчиковые игры, они имеют развивающее значение, так как дают детям возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела. На помощь в становлении речи нам приходят традиционные игры – потешки, скороговорки, веселые стишки, песенки. Благодаря своей напевности и мелодичности развивают у детей чувство языка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по-своему дидактическому наполнению.

Используем хороводные игры и игры с пением, которые способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями.

Проводим игры – драматизации. Они доступны и привлекательны для детей, доставляют им радость и удовольствие, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, тем самым повышаем познавательную активность воспитанников. Показываем вместе с детьми театрализованную деятельность, которая оказывает огромное значение на развитие речи детей. В театрализованной игре формируем диалогическую, эмоционально насыщенную речь.

Большое внимание уделяем сюжетно-ролевым играм, потому что сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие связной речи. Для успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения и т. д. На прогулке используем разнообразные подвижные игры. В играх ребенок учится правильно общаться со сверстниками, узнает новые слова, учится правильно строить предложения.

Таким образом, игровая деятельность связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни. Влияние воспитателя на выбор игры, игровые действия заключается в том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативы детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Если игра затухает, педагог разнообразит её новыми персонажами или игровыми действиями. Опытный педагог нередко сам встаёт на позицию ребёнка и участвует в игровой деятельности на равных с участниками игры. Это сближает педагога с детьми, и позволят ему реализовать поставленные задачи. Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать игру увлекательным процессом, в ходе которого, происходит полноценное развитие ребёнка-дошкольника.

Следовательно, игра является неотъемлемой частью жизни ребенка-дошкольника. И главное в этом участие родителей и воспитателей, которые могут правильно организовать игры детей, подсказать.

 

Литература:

  1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада. / А.Г. Арушанова. М.: Мозаика-Синтез, 2000. 272 с.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. / М.М. Алексеева. М.: Академия, 2000. 159 с.
  3. Бондаренко А.К., Матусик, А.И. Воспитание детей в игре / А.К. Бондаренко. М.: Просвещение, 2002.
  4. Пичугина Е.А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспитатель ДОУ. 2008. №6. С. 52-54.
  5. Махонина М.Ф. Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО // Молодой ученый. 2017. №47. С. 213-214.
  6. Работягова Т. Игра – средство обучения и воспитания. Для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2012. № 10, С. 84-93.
  7. Развитие игры детей 5-7 лет / под ред. Е.В. Трифоновой. М.: ТЦ Сфера, 2015. С. 3 (Истоки).