Развитие мелкой моторики рук у воспитанников в процессе освоения графических навыков

Рыжикова Анастасия Валерьевна
Тарасова В.О.

Воспитатель, МДОБУ ДСКВ № 6 города Всеволожска, г. Всеволожск, Ленинградская область
Воспитатель, МДОБУ ДСКВ № 6 города Всеволожска, г. Всеволожск, Ленинградская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Рыжикова А.В., Тарасова В.О. Развитие мелкой моторики рук у воспитанников в процессе освоения графических навыков // Совушка. 2023. N3 (33). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/33/ (дата обращения: 13.05.2024).

Заказ № 1935805


 ПРИЛОЖЕНИЕ: Проект


 

Актуальность

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», ‒ писал Кант. Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга. Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная). Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Следствие слабого развития мелкой моторики руки — общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. Однако даже если речь ребенка в норме — это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. К сожалению, о проблемах с координацией движений и тонкой моторики большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходиться еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Постоянная тренировка движений пальцев рук повышает внимание, развивает память, слух и зрение. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.

Учителя начальной школы обеспокоены тем, что много детей, пришедших в школу, страдают дисграфией (проблемами с письмом) и нарушениями речи и большая часть первоклассников испытывает серьезные трудности с навыком письма. Многие дети неправильно держат ручку, часто при этом очень напряжены. Линии получаются не ровные, «дрожащие», не ритмичные, нажим не равномерный, буквы разного размера, пишутся где угодно, но только не на рабочей строке, расстояние между буквами не выдерживается.

Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточно развитыми графомоторными навыками, зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти.

Актуальность проблемы заключается в том, что полноценное моторное и речевое развитие (правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе) залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной. Поэтому целью работы является развитие графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста. Работа направлена на совершенствование и развитие тонкой моторики пальцев и координацию движений рук через пальчиковые игры, работу с карандашом при выполнении графических заданий, различные упражнения с природным и бросовым материалом, раскраски и штриховки, вкладыши и шнуровки. Общее развитие моторики – это двигательное развитие всего организма, подразумевает своевременное овладение, координацию, согласование и тренировку всех мышц организма. Крупная моторика отвечает за согласованные движения всего тела (так называемые локомоции) – ходьбу, ползание, бег. Однако у человека есть и особый, уникальный орган, позволяющий выполнять очень точные, порой невидимые глазу манипуляции: это кисти рук, пальцы. Именно эту двигательную систему и называют «мелкой, или тонкой, моторикой».

Двигательное развитие находится в тесной связи с развитием головного мозга ребёнка, само по себе является показателем формирования центральной нервной системы. Однако в преддверии школы сформированность моторных навыков кисти, ловкость пальцев будущего школьника не только отражает благополучие его психомоторного развития. Они становятся ещё и совершенно необходимым условием для его успешности в обучении, ведь школьные занятия требуют высокого уровня формирования графического навыка. Поэтому целью работы является развитие графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста. Работа направлена на совершенствование и развитие тонкой моторики пальцев и координацию движений рук через пальчиковые игры, работу с карандашом при выполнении графических заданий, различные упражнения с природным и бросовым материалом, раскраски и штриховки, вкладыши и шнуровки.

Цель: стимулировать развитие мелкой моторики у детей в процессе освоения графических навыков.

Задачи:

  • познакомить с пальчиковыми играми и упражнениями, помочь детям их запомнить и использовать в повседневной жизни;
  • формировать умение правильно держать карандаш и проводить чёткие линии карандашом с разным нажимом и в разных направлениях;
  • развивать умения выполнять мелкие движения пальцами рук;
  • развивать интерес к художественному слову;
  • развивать координацию речи с движением, координацию рука – глаз;
  • организовать взаимодействие участников проекта (воспитателей, воспитанников, родителей);
  • создать развивающую среду по теме проекта.

Этапы работы по проекту:

1. Подготовительный этап

Задачи:

  1. Определить цель и задачи проекта.
  2. Изучить и создать информационную базу по проекту.
  3. Организовать родителей для помощи проведения данного проекта.

2. Основной этап

Задачи:

  1. Формировать интерес к графическим заданиям.
  2. Формировать умение владеть карандашом, проводить
  3. Развивать связную речь.
  4. Развивать интерес к художественному слову.
  5. Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение).
  6. Развивать координацию речи с движением, артикуляционную, тонкую и общую моторику.
  7. Воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества.
  8. Воспитывать активность и самостоятельность.
  9. Создать развивающую среду по данной тематике.
  10. Оформить альбом с графическими заданиями для детей.

3. Заключительный этап

Задачи:

  1. Подвести итоги проекта.
  2. Проанализировать полученные результаты.
  3. Определить перспективу на будущее.

Продолжительность проекта с сентября 2021 – август 2022.

Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители.

Конечный продукт: картотеки графических заданий для дошкольников, презентация.