Развитие коммуникативных умений младших школьников с помощью различных коммуникативных задач (на примере уроков английского языка)

Ткачева Екатерина Игоревна

Учитель английского языка, МБОУ СОШ № 62, г. Владивосток

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ткачева Е.И. Развитие коммуникативных умений младших школьников с помощью различных коммуникативных задач (на примере уроков английского языка) // Совушка. 2023. N3 (33). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/33/ (дата обращения: 13.05.2024).

Заказ № 1930209


 

Аннотация

В статье рассматривается развитие коммуникативных умений младших школьников в учебном процессе при помощи использования коммуникативных задач, рассмотрено понятие «коммуникативная задача», выделены умения, которые можно развить при помощи коммуникативных задач на уроках иностранного язык в начальной школе.

Ключевые слова: развитие, коммуникативная задача, образовательный процесс.

Основной задачей современного образования считается развитие у ученика универсальных учебных действий, которые позволят ему свободно ориентироваться в русле постоянно изменяющегося мира, результативно усваивать и перерабатывать полученную информацию [1]. Средства массовой информации и новые информационные технологии составляют современные источники знаний и доступны тем, кто способен понять их и овладеть ими. Поэтому, современный этап развития общества часто определяют как коммуникативно-информационный.

Кроме того, критерием успешности современного человека можно считать его умения адаптироваться и интегрироваться, самостоятельно решать возникающие задачи, работать в команде. В современной педагогике и психологии данные факторы объединены под общим названием «коммуникативные умения».

Начиная с работ Рубинштейна С.Л., Выготского Л.С. развитие коммуникативных умений является приоритетным направлением в современной педагогике. Но для того, чтобы развить коммуникативные умения необходимо определить методы, которые соответствовали бы предъявленным требованиям. Среди прочих можно выделить «задачу общения» М.И. Лисиной, «коммуникативное задание» Г.А. Китайгородской [2], «коммуникативную цель» А.К. Марковой. Более широким понятием в современном смысле следует считать «коммуникативную задачу».

Понятие «коммуникативная задача» одним из первых в психологии общения использует А.А. Леонтьев, сравнивая его с понятием «познавательная задача». Термины «коммуникативная задача» и «речевая задача» получили широкое освещение в 80-х гг. XX столетия, как в зарубежных, так и отечественных исследованиях [3].

Опираясь на выше предложенные исследования, мы можем сделать вывод о том, что коммуникативная задача может стать универсальным средством развития коммуникативных умений младших школьников. Для доказательства данного тезиса обратимся к методике преподавания иностранного языка.

Изучаемое явление в методике преподавания иностранных языков занимает одно из ключевых мест. Во-первых, иностранный язык, в отличие от других школьных предметов, является как целью, так и средством обучения. Во-вторых, главный способ достижения ведущей цели предметной области «иностранный язык» ‒ формирования коммуникативной компетенции - исследователи находят в постановке и решении коммуникативных задач (А.Р. Арутюнов, И.Л. Бим, А. Виншалек, М.Н. Вятютнев, Д. Дэвидсон и О.Д. Митрофанова, И.А. Зимняя, Т.Ю. Тамбовкина). Так, М.Н. Вятютневым подчеркивается, что «...овладение коммуникативной компетенцией есть неразрывный процесс решения коммуникативных задач в ситуациях общения».

На основании анализа научной литературы мы можем прийти к выводу о том, что коммуникативная задача может рассматриваться как педагогическое средство формирования коммуникативных умений младших школьников [4], исходя из ее назначения:

  • служить источником интереса;
  • стимулировать к коммуникативной деятельности;
  • служить способом получения обобщенного способа общения в группе ситуаций.

Подтвердим данное высказывание примерами из учебной практики. Рассмотрим примеры коммуникативных задач на уроках английского языка в 3 классе.

Первая задача заключалась в том, что ученикам 3 класса необходимо было посоветовать однокласснику и принять его советы для поддержания здорового образа жизни. Она вызвала огромный интерес в процессе ее предъявления. На втором и третьем этапе решения данной коммуникативной задачи - во время ее принятия и актуализации необходимых знаний появилась активность детей в постановке вопросов, которые касались работы с лексикой, уточнения предложенной ситуации. В ходе коллективного планирования решения коммуникативной задачи дети показывали доверие и уважение к партнерам и педагогу, который выступал в роли консультанта. Живое обсуждение идей во время коллективной деятельности в парах свидетельствовало о заинтересованности в результатах общения. Ученики активно овладевали умением слушать и слышать, аргументировано выражать свою точку зрения относительно высказывания, когда в качестве советов предлагали пить горячее молоко, чай из лечебных трав, кушать больше фруктов, заниматься различными видами спорта, вместе с тем были готовы помочь медицинскими препаратами собеседнику.

Предложенная коммуникативная задача может служить основой развития коммуникативных умений младших школьников. К таким умениям можно отнести:

  • умение выражать свои эмоции и чувства (данное умение проявлялось в проявлении заинтересованности и сочувствия; выражении поддержки и одобрения);
  • умение употреблять в общении этикетные формы (умение школьников вступить в диалог, использовать различные формы обращения к собеседнику);
  • умение сотрудничать в паре (умение слышать и слушать, переспрашивать, проявлять инициативу).

После проведения первой задачи, были подведены итоги с детьми относительно нее содержания. Для определения ее эффективности, детям были заданы вопросы, такие как: Какой этап задачи вам понравилось? Что нового вы узнали? Помогла ли вам данная задача в изучении материала? Хотели бы подобные задания выполнять на последующих уроках и почему? Какое настроение у вас было перед и после выполнения предложенной задачи? Ответы детей из 2-х 3-х классов были различными. Ученики 3 А класса остались очень довольны данным видом работы, попросили побольше подобных заданий на уроках иностранного языка., в то время как ученики 3 В класса значительно отличаются. Так, ученики 3 В класса восприняли данную задачу иначе. Некоторые дети восприняли задания как обычный урок, выполняли задание вяло.

Следующим примером может служить задача суть, которой заключается в том, что детям было предложено оказаться в компании новых людей и объяснить свое отношение к членам своей семьи. Противоречие возникло между эмоциональным состоянием школьников и вербальными средствами иностранного языка. Это выражается в том, что некоторое количество учеников стесняются показывать свою любовь, нежность к родственникам, назвать их уменьшительно-ласкательным именем (mammy, daddy, granny) и придерживается установленного шаблона в речи.

Данная задача позволяет нам подвести учеников к пониманию необходимости использования в различных ситуациях, соответствующих лексических единиц. Это может служить стимулом для изучения дополнительного материала и расширения словарного запаса. Предложенная коммуникативная задача может служить основой развития коммуникативных умений младших школьников. К таким умениям можно отнести:

  1. умение активно слушать собеседника (умение, связанное с выражением своего отношения к предмету разговора, приводить примеры);
  2. умение пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации (уместное применение мимики, жестов).

После очередной задачи, тоже была проведена рефлексия с детьми. На этот раз тоже детям было предложено ответить на ряд вопросов. Например, что понравилось в данном задании? Понравился ли такой вид работы? Какие трудности возникли при ее выполнении? Что нового удалось усвоить? Так, ученики 3 А класса положительно отреагировали на вопросы, настроение было радостным. В то время, как ученики 3 В класса отвечали иначе. Некоторые ученики 3 В класса боялись ответить на вопросы, так как думали, что их ответы могут повлиять на результаты выполненных заданий. Конечно, им понравились задания, но большого восторга не отмечено.

Таким образом, мы подтверждаем тезис о том, что коммуникативная задача является универсальным средством развития коммуникативных умений младших школьников, что, несомненно, является базой для воспитания успешной личности в стремительно развивающемся и изменяющемся мире.

 

Литература:

  1. Витлин Ж.Л. Навыки у умения в психологии и методике обучения языкам // Иностранные языки в школе. 1999. №1. С. 21-26.
  2. Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: МГУ, 1986. 176 с.
  3. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1981. 175 с.
  4. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд. М.: Просвещение, 1991. 223 с.