Самостоятельная двигательная деятельность в соответствии с ФГОС

Тимофеева Яна Георгиевна
Автандилян Сона Оганесовна
Овакимян Маринэ Альбертовна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 10 "Хуторок", г. Пятигорск, Ставропольский край
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 10 "Хуторок", г. Пятигорск, Ставропольский край
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад № 10 "Хуторок", г. Пятигорск, Ставропольский край

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Тимофеева Я.Г., Автандилян С.О., Овакимян М.А. Самостоятельная двигательная деятельность в соответствии с ФГОС // Совушка. 2023. N3 (33). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/33/ (дата обращения: 12.05.2024).

Заказ № 1930120


 

Самостоятельная двигательная деятельность детей одна из форм организации физического воспитания в ДОУ. Самостоятельная двигательная деятельность – это «деятельность, которая возникает по инициативе ребёнка. Она даёт широкий простор для проявления индивидуальных двигательных возможностей дошкольника и является важным источником его активности и саморазвития».

Содержанием самостоятельной двигательной деятельности являются разнообразные движения. Систематическая двигательная деятельность детей играет важную роль в физическом и психическом развитии ребёнка, поэтому расширение и обогащение двигательного опыта детей дошкольного возраста- одна из основных задач дошкольного воспитания.

Физическая культура должна входить в повседневную жизнь детей. Решение этой важной задачи необходимо начинать с дошкольного возраста.

К переходу в школу у детей должно сформировать осознанное отношение к занятиям физическим упражнениям (в разных формах), выработать необходимые навыки и умения.

Воспитание у дошкольников интереса и привычки к ежедневным физическим упражнениям осуществляется в детском саду как процессе организованных форм работы, так и в самостоятельной деятельности детей. Она позволяет обеспечить достаточную двигательную активность в течение дня, способствует закреплению двигательных навыков, выработке физических качеств. В то же время самостоятельная двигательная активность может рассматриваться как показатель воспитанности. В ней проявляются уровень физической подготовленности ребёнка, степень сформированности нравственных и волевых качеств, желание и умение заниматься самостоятельно, склонность к отдельным видам движений.

Движения детей старшего дошкольного возраста становится всё более осознанными и носят преднамеренный характер. У них развивается способность понимать задачу, поставленную педагогом, самостоятельно выполнять указания педагога, определяющий заданный способ. Дети обращают внимание на особенности разучиваемых упражнений, пытаются выяснить, почему следует проделывать их так, а не иначе. Во время объяснения у ребёнка возникает мысленное представление о движении, его направлении, последовательности составных частей. Начинают создаваться небольшие по интересам к тому или иному виду упражнений.

В детском саду дети имеют возможность самостоятельно заниматься физическими упражнениями (до утренней гимнастики), в перерывах между занятиями, во время дневной и вечерней прогулок, после сна, а также вечером. По собственной инициативе дети могут многократно повторять любимые упражнения. Педагог воспитывает у детей стремление выполнять движения как можно лучше, причём добиваться этого без напоминания и прямых указаний.

В двигательной деятельности большое внимание следует уделять развитию движений и физических качеств детей. Целесообразно рационально организовать двигательный режим разнообразить двигательную деятельность в течение дня. Развивая самостоятельную двигательную деятельность дошкольников, воспитатель должен опираться на возрастные особенности. Эффективность самостоятельных занятий физическими упражнениями зависит от подготовки детей к этому виду деятельности и правильного педагогического руководства ими. Педагогу важно поддерживать попытки ребёнка в правильной организации собственной деятельности, учить элементам разминки и релаксации с помощью специальных атрибутов.

В работе педагога по развитию самостоятельной двигательной деятельности детей старшей смешанной группы можно выделить следующие направления: подготовка детей к самостоятельным физическим упражнениям; руководство самостоятельной деятельностью детей. При этом важным является формирование навыков совместной деятельности и дружеских отношении между детьми всех возрастных групп.

В двигательной деятельности у детей складываются более сложные формы общения со взрослыми и между собой. У них развивается чувство уважения к старшим, стремление поддержать им. У некоторых детей появляется желание помочь другому, научить его. При этом существенное значение имеет направленность на достижение коллективного результате в движении, игре.

Оценка ребёнком движений, как своих, так и товарищей, приобретает более развёрнутый и обоснованный характер, что обуславливает большую ее объективность. Стремясь к правильной оценке, дети начинают понимать связь между способом движения и полученным результатом. Они начинают упражняться в движениях по своей инициативе, многократно повторять их без напоминания педагога, пытаясь освоить то, что не получается. При этом они довольно настойчиво преодолевают трудности.

Подготовка детей к самостоятельной двигательной деятельности включает:

  • воспитание у детей интереса, потребности, привычки к ежедневным самостоятельным занятиям физическими упражнениями;
  • сообщение им знаний о роли физических упражнении и подвижных игр, об их использовании в самостоятельной деятельности; обеспечение безопасности знаний;
  • формирование умении и навыков, необходимых ребёнку для самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоорганизации в подвижных играх;
  • приучение детей к разумному использованию свободного времени; поощрение их стремление к занятиям;
  • воспитание бережного отношения к физическому оборудованию и инвентарю, атрибутам, игрушкам; закрепление навыков по ремонту и уходу за инвентарём, изготовлению самоделок;
  • формирование умений оборудовать место для предстоящей деятельности, подбирать соответствующий материал, приводить все в порядок по окончании занятий.

Процесс руководства самостоятельной двигательной деятельностью дошкольников включает:

  • активизацию самостоятельной двигательной деятельности и формирование на основе учёта возрастных возможностей детей и наиболее высокого ее уровня;
  • расширение и углубление содержания самостоятельной и двигательной деятельности дошкольников в соответствии с программными задачами;
  • воспитание у детей организованности и дисциплинированности;
  • регулирование двигательной активности на основе индивидуально-дифференцированного подхода;
  • поиск наиболее предпочтительных форм занятий физическими упражнениями для каждого ребёнка.

Формирование навыков совместной деятельности и дружеских взаимоотношений предполагает:

  • побуждение ребёнка к совместной двигательной деятельности со сверстниками, со старшими детьми, с малышами, с воспитателем, с родителями;
  • стремление проявление умений и навыков совместной деятельности (умений договариваться, распределять   роли и обязанности, планировать свою деятельность, отбирать наиболее целесообразные способы действий, оценивать результат; взаимопонимание, взаимопомощь, взаимовыручка), сформированных в процессе организованных занятий;
  • развитие организаторских способностей;
  • воспитание дружеских взаимоотношений, заботы младших, чувства товарищества, уважение к старшим, гордости за достижения группы, умение заниматься в коллективе.

Подготовка дошкольников к самостоятельной двигательной деятельности осуществляется в разных формах в детском саду и в семье.

Большое значение имеет систематическое и качественное проведение физкультурных занятий, в процессе которых воспитатель побуждает у детей интерес к физическим упражнениям, подводит к сознанию их важности для здоровья, физического развития, подготовки к школе, труду, жизни; обогащает знания и представления детей о физической культуре и спорте; развивает самостоятельность при подборе , выполнении движений и организации занятий; формирует навыки самостоятельного проведения игр, показа и объяснения упражнения; настраивает детей на самостоятельную двигательную деятельность в течение дня в детском саду и дома; готовит детей разных возрастов к совместным занятиям физическими упражнениями.

Важна общая направленность всей работы в организованных формах на проявление детьми усвоенных знаний, умений и навыков в самостоятельной двигательной деятельности.

Воспитатель может дать детям целевую установку на использование отдельных упражнений и подвижных игр в самостоятельной двигательной деятельности посоветовать, порекомендовать, подсказать, как, где и в какое время нужно поиграть в различную игру, проделать упражнение.

Формируя у воспитанников избирательное отношение к физическим упражнениям, педагог прежде всего расширяет круг их любимых упражнений на занятиях.

Продумывание содержания и активизация представлений о движениях оказывает влияние на осознанность их усвоения детьми, способствуют формированию положительного эмоционального отношения к ним; обогащению речи дошкольников названиями упражнений и способов их выполнения.

Полезны тематические занятия, где рассказ педагога иллюстрируется движениями. Сюжет таких занятий легко запоминается детьми и переносится в самостоятельную деятельность, а предложенный воспитателем вариант подбора движений становится основной для игры. Некоторые движения, сложные по координации и требующие большого количества повторении.

Смешанная по возрасту группа в воспитательном аспекте имеет то преимущество, что малыши чувствуют заботу не только со стороны педагога, но и со стороны старших детей.

Самостоятельная двигательная деятельность детей предполагает в основном методы и приёмы косвенного педагогического воздействия. Методы косвенного руководства требуют от воспитателя большого педагогического мастерства.

Эффективным приёмом руководства самостоятельной двигательной деятельностью дошкольников является совет, рекомендация. В доступной форме воспитатель советует выбрать то или иное физическое упражнение, подвижную игру, следит за тем, чтобы чередовались движения разных видов, а также за тем, чтобы двигательная активность детей была бы то большой, то средней, то малой . воспитатель помогает детям отобрать оборудование и инвентарь, сделать своим руками какой-либо атрибут, чтобы в дальнейшем использовать его в играх.

Эффективным приёмом является просьба. Педагог просит ребёнка, хорошо освоившего упражнение, научить ему других детей; старшего – показать и объяснить движение малышам, провести с ним подвижную игру; группу детей- подготовить инвентарь к прогулке, разместить его на площадке. Просьба воспитателя привлекает детей к оказанию помощи друг другу.

Важно своевременно поддерживать стремление ребёнка помочь сверстнику или малышу овладеть трудными упражнениями. Заметив, что у детей падает интерес к упражнению, педагог подсказывает, как изменить или усложнить его, - новым вариантом будет выполнение тех же движений с другим предметом, постановка более трудной двигательной задачи, изменение или ограничение места действия.

В связи с тем, что навыки самоорганизации у детей еще недостаточно сформированы, воспитатель пользуется предупреждающей тактикой. Подсказывает, как начать игру; распределять роли, используя считалки, жеребьевку, очерёдность, или по личным качествам, и советует, как регулировать взаимодействие и взаимоотношение детей.

Планирование самостоятельной двигательной деятельности дошкольников не может быть оторвано от содержания организованных форм работы, в частности от физкультурных занятий. Задачи, которые решаются на занятии, определяют и содержание самостоятельной деятельности детей. Содержание самостоятельной деятельности бывает значительно шире, так как оно дополняется и обогащается за счёт вариативности упражнений, разнообразия оборудования, а также введения элементов игры. Ориентируясь на индивидуальные особенности детей и уровень их физической подготовленности, педагог намечает приёмы, в комплексе составляющие систему руководства их самостоятельной двигательной деятельностью; придумывает условия для упражнений, необходимый инвентарь. На основе заинтересованности, возникшей у детей в процессе физкультурного занятия, воспитатель стремится побудить их к целесообразной двигательной деятельности; к сотрудничеству младших и старших, предусматривая формирование личностных качеств.

Все педагогические приёмы и методы индивидуально дифференцированного подхода к детям строим с учётом интереса ребёнка к играм и разным видам деятельности. Создавая условия самостоятельной двигательной деятельности детей, мы, взрослые способствуем развитию их инициативы, самостоятельности, что в итоге ведёт к развитию детского творчества.

Создание благоприятной окружающей обстановки (организация свободного места для игр, рациональный подбор физкультурного оборудования, поощрение индивидуальных игр с пособиями) является одним из путей повышения двигательной активности детей.

 

Литература:

  1. Анисимова М.С., Хабарова Т.В. Двигательная деятельность детей 5-7 лет для младшего и среднего возраста: методическое пособие. М.: Детство-Пресс издательство, 2020. 256 с.
  2. Рунова, М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Академия, 2000.
  3. Самостоятельная двигательная деятельность детей в детском саду: пособие для воспитателей дет.сада / В.В. Гербова, А.Н. Давидчук, Т.Н. Дорнова / под ред. М.А. Васильевой, 1988.
  4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка. М.,2001.
  5. ФГОС ДО: утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019).