Мастер-класс для родителей «Дома играем – речь развиваем»

Несмачных Марина Анатольевна

Учитель-логопед, МБДОУ "Детский сад № 49 "Радуга", пгт. Краснобродский, Кемеровская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Несмачных М.А. Мастер-класс для родителей «Дома играем – речь развиваем» // Совушка. 2023. N3 (33). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/33/ (дата обращения: 12.05.2024).

Заказ № 1921487


 

Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастик, речевых игр на формирование грамматического строя речи, развитие фонематического слуха в работе с детьми, посещающих логопедический пункт детского сада.

Задачи:

  1. Показать важность работы по выполнению заданий в домашних условиях у детей дошкольного возраста;
  2. Поделиться с родителями методами использования артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастик, речевых игр на формирование грамматического строя речи, развитие фонематического слуха в работе с детьми, посещающих логопедический пункт детского сада;
  3. Способствовать желанию родителей применять полученные знания на практике в домашних условиях.

Участники: родители.

Форма проведения: мастер-класс.

Оборудование: зеркала, вертушки, мяч.

 

Ход мастер-класса

 

- Добрый день, уважаемые родители. Я очень рада вас видеть на мастер-классе «Дома играем – речь развиваем». Предлагаю вам встать в круг и поприветствовать друг друга.

Игра «Ладошки»

- Поднимите все ладошки

И потрите их немножко.

Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)

1,2,3,4,5.

Продолжайте потирать! (потирают руки)

Мой сосед такой хороший!

Я ему пожму ладоши. (пожимают руки с одной стороны)

И другой сосед хороший-

И ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой стороны)

Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)

Крикнем дружное: Ура! (машут руками)

- Спасибо.

И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Прошу отвечать громко «Да» или «Нет».

Детей вы любите, да или нет? (да)

Чтоб ребяткам своим во всем помогать

Вы хотите что-то новое узнать? (да)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

 

Каждый этап в процессе работы со звуком сложный по-своему: у кого-то с трудом ставим звуки. Перед этим идёт долгая и плодотворная работа. У кого-то очень сложно звуки автоматизируются в речи (легко произносятся в свободной речи).

На каждом этапе работы со звуком без вашей помощи, родители, не обойтись!

Обязательный этап логопедических занятий - артикуляционная гимнастика. Гимнастика проводится для того, чтобы подготовить язычок к постановке звуков. Даже если звук поставлен, гимнастика необходимо выполнять каждый день. Правила выполнения: сидя, спина прямая, по 3-4 подхода.

Для каждой группы звуков своя артикуляционная гимнастик.

Общий комплекс упражнений: Упражнения для губ,

Свистящие [С], [З], [Ц] – Упражнения «Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Почистим зубки», «Киска сердится»

Шипящие – «Приклей конфетку», «Вкусное варенье», «Чашечка»

Сонорный звук [Л]- «Индюк», «Качели», «Часики»

Сонорный звук [Р]- «Маляр», «Лошадка», «Грибочек», «Гармошка», «Барабанщик», «Заведём моторчик», «Комарик»

Для постановки звуков необходимо правильное речевое дыхание, так как звуки мы произносим на выдохе. Почти всегда у детей с нарушениями речи дыхание плохо развито. Поэтому следует работать над дыханием. Вдох через нос, выдох через рот. Главное правило – щёки не надувать!

Предлагаю вам выполнить несколько упражнений для развития дыхания.

- «Ветерок»

- «Фокусник»

- «Буль-бульки»

- «Мыльные пузыри»

Кинезиологические упражнения и

Упражнения пальчиковой гимнастики

- гимнастика с карандашом

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу

- мячи-ёжики

 

Развитие фонематического слуха

- игра «Поймай звук»

- «Найди место звука в слове»

 

Звуки ставятся и автоматизируются по очереди: свистящие, шипящие, сонорные… В тетрадях по формированию произносительной стороны речи задаю упражнения на автоматизацию только поставленного звука. Также пишу, что данный звук нужно контролировать и постоянно исправлять неправильное произношение звука.

Речевые игры

При выполнении заданий в домашних условиях можно проявить творчество и самим придумывать слова на автоматизируемый звук.

Также поиграть в игры «Один-много», «Много-один», «Какой», «Скажи наоборот», «Скажи ласково».

Заучивание стихотворения

  1. Прочитать стихотворение выразительно
  2. Прочитать стихотворение 2 раз, но перед этим предложить выполнить задание: «Найди и назови слова со звуком [Ш]» (ребёнок называет)
  3. Проговорить слова несколько раз для того, чтобы ребёнок их запомнил.
  4. Назвать построчно предложения с правильным произнесением звуков.
  5. Прочитать полностью

 

- Сейчас предлагаю таким способом выучить небольшое четверостишие.

 

Петя, Петя, петушок,

Дам тебе пшена мешок,

Дам воды немножко,

Подойди к окошку.

 

Итог.

- Наш мастер-класс подошёл к концу.

- Узнали ли вы что-то полезное?

- Какие упражнения вы будете применять в работе с детьми?