Факторы, влияющие на здоровый образ жизни младших школьников

Никифорова Наталья Сергеевна
Жолоб Светлана Сергеевна

Учитель начальных классов, МОУ "ТСШ № 2 им. А. С. Пушкина", г. Тирасполь, Молдова
Учитель начальных классов, МОУ "ТСШ № 2 им. А. С. Пушкина", г. Тирасполь, Молдова

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Никифорова Н.С., Жолоб С.С. Факторы, влияющие на здоровый образ жизни младших школьников // Совушка. 2023. N3 (33). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/33/ (дата обращения: 13.05.2024).

Заказ № 1929573


 

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные со здоровым образом жизни учащихся начальной школы. Особое внимание уделяется факторам, оказывающим влияние на формирование здорового образа жизни младших школьников.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, учащиеся начальной школы, младшие школьники, формирование здорового образа жизни, ЗОЖ.

 

Здоровье народа является важным ресурсом, достоянием как отдельного человека, так и всего общества. Именно поэтому приоритет государства состоит в том, чтобы увеличить число здоровых граждан. Однако в настоящее время наблюдается ухудшение здоровья современного человека. Проблема формирования здорового образа жизни, в частности, среди младших школьников, требует формирования подходов к ее решению, особенно у младших школьников. Наиболее уязвимой группой населения является подрастающее поколение. Уровень здоровья младших школьников служит своеобразным «барометром» социального благополучия общества и состояния здоровья населения в долгосрочной перспективе.

Формирование здорового образа жизни как педагогическая проблема рассматривалась в работах многих педагогов (Г. К. Зайцев, В. В. Колбанов, З. А. Тюмасева, Л. Г. Татарникова и др.). Особое значение для решения данной проблемы приобретают идеи о ценности здоровья, способах его поддержания и укрепления (И. И. Брехман, А. М. Амосов). Также примечательны теоретические основы оздоровительных технологий, разрабатываемые В. В. Матовым, Б. С. Толкачевым, а также концепции становления начальных знаний о сохранении здоровья у младших школьников (Л. В. Баль, В. В. Ветрова, М. Л. Лазарев).

В отечественной педагогике традиция обучения детей гигиене и их воспитания зародилась в восемнадцатом веке. В настоящее время в российской практике господствует профилактическая модель обучения ЗОЖ, цель которой познакомить школьников с неблагоприятными факторами для здоровья, в частности, с болезнями, вызываемыми вредными привычками. Как показывает практика, подобный подход не всегда предстает результативным: в первую очередь, вышеописанная модель направлена на формирование знаний, а не их применение. Современные исследователи отмечают, что эффективность укрепления здоровья детей связана с формированием мировоззренческой, социальной и двигательной активности. Кроме того, складывается мотивационно-потребностная сфера, посредством которой у младших школьников не только формируются установки на ЗОЖ, но и воспитывается социальная ответственность за собственное здоровье и здоровье близких людей. Как утверждает ряд исследователей, данные проблемы наименее разработаны в школьной практике [3, с. 11].

Здоровый образ жизни складывается из множества факторов, основными из которых являются рациональное питание, дыхание, гигиена, режим дня, двигательный режим, закаливание, привычки, психологическая уравновешенность.

Рациональное питание является одним из основных факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья младших школьников. Важной составляющей здорового образа жизни является рациональное питание, которое обеспечивает организм материалом для его роста, восстановления, поддержания, элементами, способствующими выводу вредных и ненужных веществ, а также энергией для жизнедеятельности всех систем. Важная роль отводится режиму питания. Наиболее полезным является четырёхразовое питание, поскольку именно при нем создается равномерная нагрузка на пищеварительный тракт и обеспечивается наиболее полная обработка пищи. Приём пищи в одно и то же время вырабатывает рефлекс на выделение в установленное время наиболее активного желудочного сока. Для правильного обмена веществ в организме первостепенное значение придается качественному составу пищи и количеству энергии, которое она может нам дать. Последний приём пищи должен быть не менее чем за два часа до сна. Кроме того, младшие школьники должны получать разнообразное питание, богатое витаминами и микроэлементами. Особое значение имеют молочные продукты: в них находится кальций, необходимый элемент для растущего организма.

Другим важным фактором, оказывающим влияние на формирование ЗОЖ среди учащихся начальной школы, является дыхание. В общепринятом понимании дыхание считается естественным, рефлекторным процессом. Однако принцип естественности дыхания является одной из основ идеального здоровья. Носовое дыхание выполняет множество функций - очищение, прогревание, увлажнение и дезинфекция воздуха; обоняние; регуляция нормального функционирования всех систем организма; регуляция физической нагрузки на организм и т. д. При ротовом дыхании вышеперечисленные функции не выполняются. Как гласит восточная мудрость: "Вдох ртом - шаг к смерти, вдох носом - стоите на месте!".

Гигиена также определяет здоровый образ жизни среди младших школьников. Как известно, личная гигиена включает в себя уход за телом и полостью рта, уход за одеждой и обувью, уход за жилищем. Знание правил личной гигиены необходимо каждому человеку: их строгое соблюдение способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности, а также служит залогом высоких достижений в различных видах деятельности.

Режим дня представляет собой распорядок дел в течение дня в узком смысле этого слова и установленный распорядок жизни, работы, питания, отдыха, сна в широком смысле. Соблюдение режима дня способствует повышению иммунитета, нормализует пищеварение и режим сна, облегчает переход от активного состояния в пассивное, повышает устойчивость к воздействию стрессовых факторов, дисциплинирует. Привычка соблюдения режима дня не складывается сама собой: она требует наличия волевых усилий самого человека, а на раннем этапе его развития - волевых усилий родителей и близких людей. Важным условием является смена вида деятельности. В этом случае приступая к другому занятию, учащийся отдыхает: у него снимается утомление, вызванное предшествующей работой. Основными элементами режима дня младших школьников являются: учебные занятия в школе и дома, активный отдых с интенсивным пребыванием на свежем воздухе, регулярное и достаточное питание, физиологически полноценный сон, свободная деятельность по индивидуальному выбору. При составлении режима дня необходимо, чтобы учеба, работа сменялась отдыхом; дети должны не менее двух часов в день проводить время на свежем воздухе, не менее четырех раз в день принимать пищу, спали восемь-девять часов, а также просыпаться и ложиться спать в одно и то же время.

Несомненно, немаловажным фактором, влияющим на здоровый образ жизни младших школьников, является двигательный режим. При движении кровь движется в организме с большей скоростью и лучше снабжает клетки кислородом, питательными веществами. Улучшается обмен веществ, укрепляется дыхательная система и сердце. При умственной работе обязательно нужно через два-три часа сменить вид деятельности, в частности, дать организму физическую нагрузку. Кроме того, малая подвижность ведет к множеству заболеваний и раннему старению. Человек должен много ходить пешком, заниматься спортом или хотя бы делать зарядку. Испытанным средством укрепления здоровья является закаливание. В основе закаливающих процедур лежит многократное воздействие тепла, охлаждения и солнечных лучей. При этом у человека постепенно вырабатывается адаптация к внешней среде. В результате закаливания увеличивается работоспособность, снижается заболеваемость, особенно простудного характера, улучшается самочувствие. Существует множество приемов проведения закаливающих процедур, таких, как воздушные ванны, закаливание солнечными лучами и водные процедуры (обтирание, обливание, контрастный душ, купание). При этом важна постепенность, систематичность и последовательность в снижении температуры воды или воздуха, а не резкий её переход. При несоблюдении этих правил можно нанести вред организму.

Привычки являются формой поведения человека. Полезные привычки помогают формированию гармонически развитой личности, а вредные, наоборот, тормозят ее становление. Привычки довольно устойчивы. Поэтому в школьном возрасте важно выработать у себя полезные привычки. Полезными привычками можно назвать стремление к повышению знаний, к занятиям физическими упражнениями, соблюдению режима дня.

Характеристика здорового человека и факторов, оказывающих влияние на здоровый образ жизни учащихся начальной школы, также включает в себя физическое здоровье, которое в значительной степени зависит от душевного состояния человека. Психологическая уравновешенность необходима для обеспечения человеку хорошего настроения, его высокой работоспособности, быстрого и рационального реагирования на действие различных стрессоров. Необходимо приучать детей к любви к себе и окружающим, стремлению жить лучше и развиваться в различных сферах жизни, а также учить их управлять своими эмоциями и чувствами для гармоничного существования в социуме. Именно в этом случае дети будут действительно здоровы.

 

Литература:

  1. Безруких М.М. Здоровье школьников, проблемы, пути решения // Сибирский педагогический журнал. 2012. №9. С. 11-16.
  2. Ильясов Д.Ф., Смирнова Ю.В. Ценностная ориентация на здоровый образ жизни и ее формирование у младших школьников // Сибирский педагогический журнал. 2009. №9. С. 332–338.
  3. Мулявина Э.А. Формирование здорового образа жизни у учащихся начальных классов в процессе естественнонаучного образования // Человек. Спорт. Медицина. 2007. №2 (74). С. 11-13.
  4. Сергеева Б.В. Способы формирования здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности // Вестник Здоровье и образование в XXI веке. 2017. №11. С. 78-85.
  5. Третьякова Н.В. Здоровьесберегающая деятельность образовательных учреждений: современное состояние и проблемы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. №1. C. 30-36.