Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол: конспект урока русского языка во 2 классе (УМК «Школа России»)

Ковалева Елена Петровна

Учитель начальных классов, МБОУ "СОШ с. Малотроицкое", с. Малотроицкое Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ковалева Е.П. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол: конспект урока русского языка во 2 классе (УМК «Школа России») // Совушка. 2023. N3 (33). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/33/ (дата обращения: 13.05.2024).

Заказ № 1922030


 

Тема урока: Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.

Дидактическая цель урока: создать условия для усвоения учащими знаний о существительном, прилагательном, глаголе.

Задачи урока: способствовать развитию навыков письма, активизации словесно-логического мышления; содействовать формированию УУД (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных); содействовать воспитанию гуманного отношения к окружающей действительности, навыков учебного сотрудничества

Оборудование: ПК, презентация, карточки.

Методические приёмы: фронтальный теоретический опрос, работа по карточкам, работа со словарными словами, работа в парах, взаимопроверка, самопроверка.

Ход урока

1. Организационный момент.

(Личностные УУД: создание эмоционального фона урока)

- Повернитесь друг к другу. Положите ладошки. Скажите: «Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу».

2. Минутка чистописания.

(Личностные УУД: заинтересовать учащихся в приобретении, расширении знаний и способов действий.

Регулятивные УУД: проведение учениками самооценки, самоконтроля)

- Для чего нужна минутка чистописания?

Сс Лл Оо Вв Оо

- Какой звук чаще звучит в скороговорке? Обозначьте его буквой.

Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные сшила.

- Назовите букву, которая обозначает звуки л, л,. Запишите её.

- Какая буква в алфавите стоит перед буквой п ? Запишите её.

- Назовите парную согласную буквы ф и запишите её.

- Какая буква а алфавите стоит после буквы н ? Запишите её.

- А теперь давайте прочитаем буквы вместе. Что получилось?

- Вот сегодня мы посвятим ему, слову, урок.

- Что вы знаете о слове?

- У каждого слова своя работа. Одни слова называют предметы, другие – их признаки, третьи – действия. Есть такие, которые ничего не называют. Это предлоги. Но и они не бездельничают. Это предлоги помогают словам – названиям связываться друг с другом в предложении.

3. Словарная работа.

(Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, овладевая навыками смыслового чтения; работа в паре.

Познавательные УУД: решение грамматико-орфографической задачи; овладение логическими действиями анализа и сравнения).

- А теперь я вам загадаю загадки. Ваша задача записать слово – отгадку без ошибки.

Птичка – невеличка

Ножки имеет

Ходить не умеет

Хочет сделать шажок

Получается прыжок. (воробей)

 

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона

Кто она? (ворона)

В деревне есть часы такие,

Не мертвые, а живые.

– Ходят без завода

Они птичьего рода. (петух)

 

Прилетел к нам наконец

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролёт

Голосисто он поёт. (соловей)

 

Спинкою зеленоватая,

Животиком желтовата

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица)

 

Непоседа пёстрая

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая

Самая болтливая. (сорока)

 

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдёт приют:

Не боится он простуды

С первым снегом

Тут как тут! (снегирь)

(На экране по ходу показываются слайды с изображениями птиц.)

Самопроверка.

4. Повторение и обобщение знаний:

(Регулятивные УУД: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств для её осуществления; выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи, развитие способности к самооценке и самоконтролю.

Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге, осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Познавательные УУД: умение структурировать знания.)

1) о существительном:

- Каким одним словом можно заменить, написанные слова? (птицы)

5. Электронная физминутка для глаз «Птички».

- На какой вопрос отвечают эти слова, что они обозначают?

- А слова, которые обозначают предметы, мы их как называем?

- На какой ещё вопрос может отвечать имя существительное?

Работа в парах:

- Из данных слов составьте предложение:

на, певцы, родину, возвращаются, крылатые.

Взаимопроверка (обмен тетрадями).

2) о прилагательном:

Птицы, как и цветы, принадлежат к тем творениям природы, которые словно и существуют для того, чтобы дарить людям радость. Птицы заставляют мечтать людей о полёте. Птицы защитники лесов, садов, полей и огородов. Они уничтожают огромное количество прожорливых насекомых. Птицы, наконец, украшают нашу жизнь. Вслушайтесь в их неповторимые голоса. (Звучит запись «Голоса птиц».)

- Какие ещё названия птиц вы знаете? Слушая пение птиц, напишите название птички, которая вам нравится и напишите признаки этой птички.

- Как называются слова, которые обозначают признаки предмета?

- На какие вопросы они отвечают?

Например:

Воробей – серый, проворный, хитрый, жадный.

Снегирь – важный, гордый, красивый, неторопливый, красногрудый, чернокрылый.

Дятел – трудолюбивый, большой, пёстрый. Бережливый, умный.

Жаворонок – серый, радостный, маленький.

Соловей – серо0бурый, певчий, осторожный, маленький.

Сорока – пестрая, болтливая, длиннохвостая.

Иволга – яркая, скрытная, красивая, громкая, чудесная.

3) о глаголе:

- Расскажите, что вы знаете о глаголе?

- Подберите к существительным подходящие глаголы.

Журавли (что делают?) ….. курлычат.

Дятел (что делает?) ….. стучит.

Птенцы (что делают?)….. пищат.

Воробьи (что делают?)….. чирикают.

Птицы (что сделали?)….. улетели.

Лебеди (что делают?)….. плавают.

6. Физминутка. (Звучит запись «Голоса птиц»)

(Личностные УУД: снятие мышечного и умственного напряжения.)

- Дружно встанем, тихо сядем и закроем все глаза. На минуточку представьте, что вы находитесь в лесу. Послушайте отрывок.

Ночь тихо. Ни звука, ни шороха. Лишь иногда вздрогнет берёзка, рассыпая росу.

Но вот послышался робкий свист. Будто легкое прикосновение осторожного смычка к струнам скрипки. Птица смеётся, песня крепнет. Её подхватывает другая птица, третья. Лес проснулся.

Чем ближе к рассвету, тем звонче песни. Кажется, птицы увлеклись и перебивают друг друга. Но нет. Вы только прислушайтесь. Каждая птица поёт своим голосом и знает время своей песни.

7. Обобщение знаний и способов действий.

(Познавательные УУД: поиск и отбор необходимой информации; формулирование доказательств, выводов; умение выражать свои мысли. Коммуникативные УУД: фронтальная работа, работа в парах.)

Работа по карточкам.

В л…су мы слыш…м птич…и г…л…са. Но птич...ки не тол...ко нап…лняют лес св…им пением. Они сп…сают его от вр...дителей. Поэтому в…сной друз…я леса развеш...вают на д…рев…ях скв…реч…ники. С новосел...ем л…сные ж…тели!

Задания:

  1. Списать текст, вставляя пропущенные буквы.
  2. Подчеркнуть основу 4 предложения.
  3. В последнем указать знакомые части речи.

8. Коррекция знаний и способов действий. Итог урока.

(Регулятивные УУД: рефлексия своей деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД: умение выражать оценку деятельности своих товарищей.)

- Чему учились на уроке?

- Какое задание больше всего понравилось?

9. Домашнее задание.

(Личностные УУД: воспитание ответственности.)

Детям нужно подобрать загадки, стихи или написать сочинение о птицах.

10. Рефлексия.

(Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли)

- Ребята, продолжите фразу: «Уходя с этого урока я….»

- Я хочу поблагодарить вас за работу и закончить урок стихотворением К. Кулиева «Не разоряйте птичьего гнезда…»

Не разоряйте птичьего гнезда

Так счастлива в свое жилище птица!

Она в гнезде спокойнее тогда,

Когда над рощей буря злится

Храните дерево от топора –

Оно высокое и вековое,

Даёт нам тень. Когда стоит жара

Оно чарует всё живое

Не разоряйте птичьего гнезда!

Мне больше, чем другому, боль знакома

Того чья песня глохнет в холода

Кто на земле живёт без дома.