Реализация курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» в первом классе

Лаптева Ольга Васильевна

Учитель начальных классов, МБОУ "СОШ с. Малотроицкое Чернянский район Белгородская область", с. Малотроицкое Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Лаптева О.В. Реализация курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» в первом классе // Совушка. 2023. N3 (33). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/33/ (дата обращения: 13.05.2024).

Заказ № 1921972


 

Внеурочная деятельность ‒ это образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемая в формах, отличных от урочной, является неотъемлемой и обязательной частью основной образовательной программы.

Министерство просвещения России с 1 сентября 2022 года запустило в российских школах масштабный проект – цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном».

С 5 сентября 2022 года соответствующий урок проходит первым по понедельникам, после обязательных линеек с поднятием флага и гимна России, и представляет собой тематический классный час.

Для реализации данного курса разработан «Сервис для классных руководителей» на котором можно найти комплект материалов для каждого занятия. В него входят: сценарий занятий, методические рекомендации, видеоматериалы, интерактивные задания, презентационные материалы.

Наши занятия проводятся в форме беседы, дискуссии, конкурсов, музыкальных гостиных. Во время «Разговоров о важном» включаем детям патриотические песни и звуки природы, показываем фотографии российских пейзажей и обсуждаем прошлое, будущее и настоящее нашей страны. «В фокусе ‒ традиции и особенности регионов России», ‒ говорится в официальном телеграмм - канале Министерства просвещения.

«Разговоры о важном» посвящены самым различным темам, волнующим современных ребят.

Центральными темами стали патриотизм и гражданское воспитание, любовь к Родине, историческое просвещение, преемственность поколений и милосердие, нравственность, экология, приоритет духовного над материальным, дружба, традиционные семейные ценности и др. В учебном году таких занятий будет 34.

Принцип организации занятий: интерес, доверие, сотрудничество, диалог.

Темы занятий приурочены к конкретным датам, либо строятся вокруг патриотической тематики в целом. В сентябре, например, мы беседовали, по темам, приуроченным ко Дню знаний, говорили о нашей Родине, беседовали по теме, посвященной 165-летию со дня рождения Циолковского, и провели урок, посвященный пожилым людям (в преддверии Дня пожилого человека 1 октября).

Так, самое первое наше занятие мы посвятили школе. Начали его с исполнения песни «Чему учат в школе». Беседовали на тему «Зачем нам знания?», дети читали стихи о школе, отгадывали загадки, играли в игры. Детям предложила выполнить творческое задание: создать правила поведения в школе на уроке и на перемене. Ребята с интересом работали в парах, придумывали и рисовали свои правила. Это задание увлекло ребят, они предложили продолжить придумывать правила после уроков.

В заключении занятия дети ответили на вопросы учителя и пришли к выводу, что каждый ребенок вне зависимости от того, где он проживает, должен знать, что государство создало для него возможности для самореализации.

«Наша страна Россия» так звучала тема следующего урока.

Занятие началось с прослушивания песни «С чего начинается Родина?», поговорили с детьми на тему «Что такое Родина?», поговорили о происходящих событиях в ЛНР и ДНР, о возвращении русских людей на родную землю, выполняли творческие задания на составление пословиц о Родине, прослушивали и отгадывали звуки и краски природы, совершили виртуальную экскурсию «Краски природы», слушали стихотворение «Встреча с якутским охотником Туйгуном». Затем предложила детям взять листики на столе и нарисовать свою родину. Рисунки были разными. Кто-то нарисовал Москву, кто-то своё село, кто-то свою семью, природу нашей Родины.

Результат данного занятия знание того, что жители ЛНР и ДНР - русские люди, поэтому важно их возвращение в Россию, что Родина у человека одна и её нужно любить.

Следующее занятии посвящено дате «165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского»

Это занятие провели в форме космического путешествия. Точка старта –мечты о космосе. Это интерактивное путешествие. Летали на ракете от станции к станции. Творческое задание – это продолжение мечты. К. Циолковского о космических полетах. Куда может отправиться человек в ближайшие десятилетия? Какие тайны космоса он может узнать?

Таким образом, Россия является сегодня одной из ведущих космический держав. Была ею и остается, но именно Циолковский обосновал возможность покорения космоса и без его открытия не было бы современной космонавтики. Это повод для гордости.

1 октября отмечается известный во всём мире Международный день пожилых людей и следующее занятие посвящено этой теме. На уроке мы говорили о наших бабушках и дедушках, отгадывали загадки, работали с пословицами и поговорками, выполняли интерактивное задание из предложенных материалов, слушали стихотворение Р. Гамзатова «Мой дедушка». Готовясь к занятию, на сайте Института воспитания РАО нашла интересные материалы для 1-2 классов по данной теме.

Там был предложен открытый урок «Связь поколений». Выпуск посвящён такой важной теме, как уважение к старшим. Ведущие урока рассказали, почему важно уважать старших, знать историю и насколько важна роль бабушек и дедушек как воспитателей. Даны видеоролики о ценности отношений и уважении к старшим. Предложен ряд книг для чтения на уроке и дома. Это произведения Юлии Кузнецовой «Дом П» 0+, Н. Абгарян и В. Постникова «Шоколадный дедушка» 6+, Е. Шварц «Сказка о потерянном времени» 0+, Л. Лагин «Старик Хоттабыч» 6+, одноименный фильм предлагался здесь же, фильмы, спектакли, мультфильмы «Лентяйка Василиса»6+, «Баба», 6+, «День рождения бабушки»6+. Мы посмотрели с детьми мультфильм «Лентяйка Василиса». По окончании дети ответили на вопросы, сделали выводы.

Отвечая на вопрос, что мы с вами можем сделать, чтобы жизнь людей преклонного возраста стала чуточку счастливей, посыпались предложения: можем подарить им цветы, можем поздравить с праздником, можем подарить подарки. Ну, а какие подарки мы можем подарить? Можем сделать открытки. В свободное от уроков время мы приступили к изготовлению открыток. Обводили шаблоны, вырезали, клеили с большим воодушевлением. Открытки готовы. В назначенный день в преддверии праздника мы вышли на центральную площадь села и там поздравили приехавших с экскурсии из Холковского монастыря бабушек и дедушек. Радость была обоюдная. Бабушки очень благодарили детей.

Преемственность поколений ‒ это залог развития современного государства, сохранения памяти и опыта, поддержки старшего поколения младшими, поддержки младших старшими.

В разговорах об учителях дети сами предложили сделать открытки и поздравить учителей. После уроков работа закипела. Ребята активно взялись за дело. В преддверии праздника мы взяли свои открытки и подарки от профсоюза и пошли по назначенным адресам, домой к ветеранам педагогического труда с поздравлениями.

Работая по теме «День народного единства» я впервые использовала рабочие листы. Задания на них были не сложные: нарисовать плакат к празднику, раскрасить флаг нашей страны, найти слова Родина, Москва, Россия, народ, единство. Детям понравилось выполнять эти задания. (Разрабатывает Екатерина Иванова и размещает на своей странице Вконтакте «Учитель! Бери и пользуйся!)».

Вот такие они «Разговоры о важном». «Только от нас зависит, какой будет наша страна, и сегодняшним школьникам предстоит строить и отвечать за будущее России».

Поговорим с ними об этом…