Осень: итоговое занятия для старшей группы

Зенькович Ирина Викторовна

Воспитатель, Детский сад №15, г. Саров

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Зенькович И.В. Осень: итоговое занятия для старшей группы // Совушка. 2023. N3 (33). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/33/ (дата обращения: 13.05.2024).

Заказ № 1907740


 

Цель: закрепить и упорядочить накопленные детьми представления о признаках осени

Задачи:

  • Учить устанавливать связи между изменениями в неживой и живой природе, в жизни растений и животных, насекомых и птиц, в труде людей.
  • Учить поддерживать непринужденную беседу: уметь коротко рассказать о своих наблюдениях.
  • Учить детей употреблять в речи прилагательные, согласовывать их с существительным, учить образовывать формы родительного падежа множественного числа имен существительных и уменьшительно-ласкательную форму существительных.
  • Воспитывать интерес к стихам и рисованию, любовь к родной природе, развивать наблюдательность

 

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня мы поговорим об одном времени года. А вот о каком, вы догадаетесь сами, если отгадаете загадку.

Утром мы во двор идём ‒

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

Дети: Осень

Воспитатель: Правильно ‒ это осень (воспитатель обращает внимание детей на 3 картины с тремя периодами осени расположенными неправильно).

Воспитатель: Ребята посмотрите внимательно на картины, что можно о них сказать.

Дети: На всех на них изображена осенью.

Воспитатель: А чем же отличаются картины осени?

Дети: На всех на них изображены разные периоды.

Воспитатель: Какие?

Дети: Ранняя, золотая, поздняя.

Воспитатель: правильно ребята, посмотрите по порядку ли изображены периоды осени.

Дима, подойди исправь ошибку (ребенок ставит периоды осени последовательно.

Воспитатель: Давайте с вами вспомним название осенних месяцев

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь

Воспитатель: Молодцы! Какой у нас сейчас месяц?

Дети: Ноябрь

Воспитатель: Какая бы не была осень, но мы всегда ей очень рады, всегда узнаём её на картинках. Сегодня мы отправляемся в царство золотой осени. А королева этого царства приготовила для нас сложные задания (Вывешиваю картину «Что перепутал художник» А.А. Вахрушев «Здравствуй мир»).

Воспитатель: Осень прислала нам рисунок, на котором она нарисована. Она очень недовольна, что художник неправильно изобразил ее царство и дает нам задание исправить ошибки художника (Игра по картине «Что перепутал художник»)

Воспитатель: А что бывает осенью? Я вам помогу ответить на этот вопрос. Я буду говорить слова - определения, а вы называть подходящие предметы и наоборот (Игра «Узнай по описанию»).

Холодное, бледное, тусклое, неяркое (что?) ‒ ... (Солнце.)

‒ Тяжелые, серые, темные, дождливые (что?) ‒ (Облака.)

‒ Долгий, моросящий, холодный, затяжной, осенний, мелкий (что?) ‒ (Дождь.)

‒ Холодный, пронизывающий, колючий, порывистый (что?) — (Ветер.)

Желтые, золотистые, красные, багряные, разноцветные, пестрые, красочные (что?) ‒ (Листья.)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь давайте расскажем, какая же сама осень.

Игра с мячом «Подбери признак». Дети подбирают признаки к слову «осень».

‒ Осень (какая?) ‒ Холодная, дождливая, золотая, багряная, щедрая, красочная, разноцветная, шуршащая, добрая, яркая, пёстрая и т.д.

Воспитатель: Молодцы ребята, а вот и наше следующее задание от осени (перед детьми картинки «Как звери к зиме готовятся» А.А. Вахрушев «Здравствуй мир»).

Посмотрите внимательно на рисунки, на которых изображены животные, готовящиеся к зиме. Расскажите, как они это делают и почему.

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите, а вот и следующее задание, от осени (на мольберте картинка, где люди собирают урожай). Что делают люди?

Дети: Собираю урожай.

Воспитатель: А какой урожай собирают на полях.

Дети: Пшеницу, рожь.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, и скажите какие машины помогают людям выращивать хлеб (перед детьми картинка «Какую машину ждут колосья» А.А. Вахрушев «Здравствуй мир»).

Дети убирают не нужные машины и, оставляют и называют нужный транспорт.

Воспитатель: Ребята, проходите за столы, там находиться наше последнее задание от осени (перед детьми картинка «Какую одежду выберут для прогулки ребята» А.А. Вахрушев «Здравствуй мир»).

Как вы думаете, что собираются делать дети?

Назовите одежду, находящуюся в шкафу.

Как вы думаете достаточно ли одежды для того чтобы дети могли пойти гулять?

Чего не хватает?

Обведите и назовите одежду, которую наденут Таня и Ваня на прогулку.

Воспитатель: Ребята, молодцы. Собрали Ваню и Таню на прогулку. Подходите ко мне. Посмотрите. Осень нам корзиночку оставила, а в ней последнее задание (в корзинке картинки «Жизнь людей осенью»).

Дети рассказывают, как люди трудятся осенью в городе.

Воспитатель: Вот такие задания нам приготовила осень, ребята, вам понравились задания от осени.

Ответы детей.