Анализ творческого подхода к адаптации детей раннего возраста в условиях современной дошкольной образовательной организации (ДОО).

Даньшина Анастасия Валерьевна

Воспитатель, МАДОУ № 82, г. Томск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Даньшина А.В. Анализ творческого подхода к адаптации детей раннего возраста в условиях современной дошкольной образовательной организации (ДОО) // Совушка. 2023. N3 (33). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/33/ (дата обращения: 13.05.2024).

Заказ № 1920854


 

С термином «адаптация» каждый из нас ни раз сталкивался в своей жизни. Данный термин имеет латинские корни и в прямом переводе означает ничто иное как приспособление, прилаживание.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или же к негативным, что может вызвать стресс у ребенка.

Установлено, что в раннем возрасте адаптация происходит дольше и труднее, часто сопровождается болезнями. Дело в том, что в этот период интенсивно физически развивается организм, созревают психические процессы. И как раз в этот период, на этапе своего становления дети в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам.

Создавая благоприятные условия для адаптации детей раннего возраста, педагог постоянно находится в активном поиске новых методов и стиле своей работы.

Оптимальным, по мнению социологов, психологов, педагогов, является творческий стиль адаптации к окружению. Средства художественного творчества расширяют возможности взрослых по проектированию процесса адаптации. Разные виды искусства выступают медиаторами (помощниками, посредниками) при взаимодействии взрослого с ребенком, осваивающим новым для него жизненные обстоятельства, используются в качестве терапевтических, развивающих и воспитательных и досуговых средств.

В период адаптации именно художественное творчество, как игра, позволяет «отыгрывать» страхи, тревоги, напряжения, условности, ограничения и другие негативные состояния. Кроме того, именно творчество дает ребенку возможность выйти за рамки этих условностей и ограничений, изменить наличную ситуацию и самостоятельно прийти к состоянию душевного комфорта. В ходе педагогической деятельности было замечено, что изобразительное творчество детям доставляет большое удовольствие и приносит много радости. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, поддержка и развитие интереса детей к творчеству, является необходимым средством для облегчения процесса адаптации у детей раннего возраста.

Занимаясь рисованием, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы. Он берет в руки карандаши, краски, кисти, бумагу, и начинается процесс творчества. С его помощью малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации пройдет легче.

 

Литература:

1. Файзуллаева Е.Д. Образовательный потенциал среды детского сада: зонирование // Воспитатель ДОУ. М.: Сфера, 2015. № 12. С.6 – 17.

2. Файзуллаева Е.Д. Образовательный потенциал среды детского сада: предметы // Воспитатель ДОУ. М.: Сфера, 2016. № 2. С.6 – 17.

3. Файзуллаева Е.Д. Психолого-педагогический практикум: психологические характеристики образовательной среды дошкольной образовательной организации. Томск: Издательство ТГПУ, 2019. 200 с.

4. Лыкова И.А., Файзуллаева Е.Д. Адаптация к детскому саду ребенка раннего возраста: учебно-методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок». М.: Цветной мир, 2018. С. 6 – 40.