НОД «Доброе сердце, добрые дела»

Синяпкина Елена Ивановна

Воспитатель, МАДОУ "Центр развития ребенка-детский сад № 33 "Радуга", г. Губкин, Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Синяпкина Е.И. НОД «Доброе сердце, добрые дела» // Совушка. 2023. N3 (33). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/33/ (дата обращения: 13.05.2024).

Заказ № 1913887


 

Возраст детей и направленность группы. Подготовительная группа общеразвивающей направленности.

Форма проведения ООД. НОД «Доброе сердце, добрые дела».

Приоритетные образовательные области. «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: формировать представления о добре и зле.

Задачи: учить анализировать поступки, реальные жизненные ситуации; определять их причину и связь с другими поступками; развивать речь, внимание, логическое мышление; воспитывать доброжелательное отношение к людям, чуткость и отзывчивость.

Виды детской деятельности. Коммуникативная (беседа, овладение диалогической речью), игровая, двигательная.

Формы организации детской деятельности. Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность.

Материал: книга Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»; картинки с изображением хороших и плохих поступков; письмо с просьбой о помощи; картинки с изображениями отрицательных сказочных героев; карточки с условными изображениями качеств характера; цветные карандаши.

Ход занятия

Психологический настрой на тему беседы: проведение этюда «Добрый день»:

- Добрый день! – тебе сказали,

- Добрый день! – ответил ты.

- Как две ниточки связали –

- Теплоты и доброты.

Педагог и дети приветствуют друг друга.

Воспитатель: Почтальон принес письмо с просьбой о помощи Дюймовочке.

Вот эти сказочные герои похитили Дюймовочку.

(Выставляет нераскрашенные изображения сказочных героев).

Как вы думаете, это добрые или злые персонажи сказок?

Дети: Это злые сказочные герои.

Воспитатель: А почему вы так решили?

Дети: Жаба украла Дюймовочку, Волк съел козлят, Снежная Королева заморозила и украла Кая, Баба-Яга заманила Аленушку в болото, Лиса хотела съесть Петушка, Золушку мачеха заставляла делать всю работу по дому.

Воспитатель: Чтобы мы смогли помочь, нужно злых героев превратить в добрых. Нужно раскрасить их так, чтобы они смеялись, нарисовать им улыбку. Вот так. (Показывает на одном из рисунков, раздает детям изображения злых героев и цветные карандаши).

Самостоятельная работа детей. Совместное обсуждение результата.

Воспитатель: Ребята, чтобы отправиться дальше, надо выполнить следующее задание. Я буду читать предложения, а вы должны придумать для них добрый или злой конец:

  • Бабушка заболела, и ее внучка …
  • Мальчик нашел щенка и …
  • Дети сделали из песка куличики, а Саша, проходя мимо, …
  • Все дети убирали игрушки в группе, а Вова в это время ….

Дети проявляют творчество в составлении концовок предложений, в которых прослеживаются хорошие и плохие поступки.

Воспитатель: Ребята, а какие поступки мы должны совершать?

Дети: Добрые.

Воспитатель: Правильно, поэтому всегда нужно поступать так, чтобы никого не огорчать.

ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗМИНУТКИ.

Воспитатель: Нам предстоит еще долгий путь. Давайте немного отдохнем.

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно потянулась,

Три – нагнулась и присела.

На четыре полетела.

Воспитатель: Ребята, перед нами город, жителям которого тоже нужна помощь. Они не знают, что такое хорошо и что такое плохо, и все время путаются в своих поступках. Необходимо разложить картинки с изображением поступков так, чтобы в красном круге оказались картинки с добрыми поступками, а в синем – с плохими. (Дети раскладывают картинки в соответствии с заданием, обосновывая свой выбор).

Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли жителям города разобраться в добрых и злых поступках. А сейчас давайте послушаем пословицы о добре и зле:

  • Доброе слово дороже богатства.
  • Добро помни, а зло забывай.
  • Доброму слову – добрый ответ.
  • Не одежда красит человека, а его добрые дела.
  • Доброе слово лечит, а злое - калечит.
  • Злой плачет от зависти, а добрый - от радости.

Воспитатель: Ребята, сейчас я хочу узнать, какие вы знаете добрые слова. Я начну предложение, а вы должны его закончить.

  • Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо).
  • Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день).
  • Когда вас ругают за шалости, вы говорите … (простите, пожалуйста).
  • Решай споры словами, а не … (кулаками).
  • Если друг попал в беду, … (помоги ему).

Воспитатель: Какие три волшебных слова вы часто говорите в течение дня?

Дети: Здравствуйте, добрый день, пожалуйста.

Воспитатель: Ребята, что вы чувствуете, когда мама обнимает вас, гладит по голове?

Дети: Радость, тепло. Мамины руки добрые, мягкие, легкие, нежные.

Воспитатель: А что вы можете сказать о злом человеке? Какой он?

Дети: Хмурый, холодный, жесткий.

Воспитатель: О добром человеке еще говорят, что он милосердный. (Проговаривает вместе с детьми слово милосердный). Это тот человек, который дарит свое доброе сердце, добрую душу, добрые слова другим людям, он помогает тем, кто попал в беду.

Сегодня я хочу прочитать отрывок из Жития Сергия Радонежского. А вы внимательно послушайте.

Чтение воспитателя.

Воспитатель: Однажды отец Варфоломея нашел в снегу обмороженных русских людей, среди них была и пятилетняя девочка Уля. Варфоломей всю ночь ухаживал за ней, поил горячим молоком. Он очень устал, ему хотелось спать, но он не уходил, успокаивал ее и читал молитвы.

Варфоломей рос очень трудолюбивым. Он ухаживал за лошадьми, работал в огороде. Но больше всего он любил молиться.

Был у него и друг лесной. Однажды Варфоломей увидел медведя, слабого от голода. Он его пожалел и накормил хлебом, хотя зачастую сам был голодным. Медведь не раз приходил к избушке, возле пенька которой лежал хлеб. Впоследствии медведь стал ручным.

Также стали приходить люди за помощью, за советом, за благословением. И Сергий Радонежский проявлял свое милосердие к каждому.

Воспитатель: Я считаю, что в нашей группе добрые, милосердные дети, потому что согласились помочь Дюймовочке, которая за наше доброе отношение и помощь дарит каждому по цветочку. Какие добрые слова мы скажем Дюймовочке?

Дети: Добрая, отзывчивая, милая, нежная.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю послушать стихотворение М. Скребцова «Сердце живо милостью»

Сердце добрым быть должно,

Так оно сотворено,

Чтоб дарить любовь и свет

Всем вокруг десятки лет.

Сердце может заболеть,

Перестанет сердце петь,

Если нет в нем состраданья,

Чуткости и пониманья.

Детям предлагается ответить на вопросы:

- Как научить свое сердце дарить людям добро и милосердие?

- Как вы думаете, каждый ли человек способен на милосердный поступок?

- Может ли сердце болеть от чужой беды?

- Что нужно делать, чтобы на земле меньше было грустных и несчастных?

Обсуждение ответов детей.