Система организации внеурочной деятельности. Театральная студия в начальной школе

МАОУ гимназия №5, г. Новороссийск, Краснодарский край

Учитель начальных классов

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Мкртычян Т.М. Система организации внеурочной деятельности. Театральная студия в начальной школе // Совушка. 2016. №1. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120069.html (дата обращения: 25.04.2024 ).

Аннотация: статье обозначены проблемы развития творческих способностей детей начальной школы, описан опыт работы по реализации задач по духовно-нравственному и творческому развитию детей во внеурочное время.
Ключевые слова: развитие; начальная школа; творческие способности; внеурочное время; реализация ФГОС.

В последние годы обозначилась потребность  общества в воспитании и обучении творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, способных адекватно и своевременно реагировать на происходящие в мире изменения. Решение этих проблем надо начинать со школы.
В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.
Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любознательны. Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Развитие творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. В сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. [1].
Для того, чтобы творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия: прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность, воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей с друг другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей.
Цели внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций;
-создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.
Работу по организации внеурочной деятельности в начальной школе мы начинаем с первой совместной встречи будущих первоклассников, их родителей с администрацией, на которой принимаем коллективное решение по активному развитию духовно-нравственного и творческого потенциала каждого ребенка, поступающего в гимназию в соответствии с его способностями, потребностями и возможностями. Наша система внеурочной деятельности складывалась годами и, в результате, возникла идея интегративного комплексного подхода в организации внеурочной деятельности. Так появилась идея   создания студии эстетического воспитания "Маленькая страна", поддерживающей процесс обучения, на базе экспериментального  класса с первого года обучения в школе.
Отличительной особенностью и  новизной работы студии  является деятельностный  подход  к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, игровой деятельности,  где ученик  выступает как в роли художника, исполнителя, так и в роли  режиссера спектакля, творческого исполнителя.
Студия включает в себя 5 кружков – общекультурного направления, по которым ведутся занятия: "Художественное творчество", "Музыкальное творчество", "Ритмопластика", "Риторика. Культура и техника речи", "Театр в начальной школе".
Работа всех кружков взаимосвязана общей целью: "Театр в начальной школе". Первый этап (1класс) мотивационно-ориентировочный: направлен на создание условий, способствующих активизации интереса младших школьников к театрально-игровой деятельности. Второй этап (2-3 классы) - исполнительский: направлен на создание условий, способствующих овладению начальными навыками актерского мастерства. Цель этих занятий - развить познавательный интерес, выработать навыки работы в группе,  снять психологическое напряжение, и, самое основное, научить получать удовольствие от своей творческой деятельности и работы одноклассников. 3 этап (4 класс) - рефлексивно-оценочный.
На занятиях "Художественного творчества" под руководством учителя рисования дети рисуют, лепят, работают с бумагой, развивая моторику рук. "Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок" - пишет В. А. Сухомлинский [3,с. 27].
     Вместе с детьми обсуждаются прочитанные книги на кружках внеурочной деятельности, общим голосованием принимается решение, какой спектакль будет следующим. Но больше всех дети любят новогодние сказки, так как сочиняют они их сами, придумывая героев, а затем воплощая фантазии на сцене. Именно школьный театр удовлетворяет базовые жизненные потребности - сопереживание, чувство прекрасного, коммуникативность и стремление к самореализации. Именно в театрализованной деятельности у детей проявляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, формировать социальные навыки.
Театр готовит ребенка к новому этапу его жизни, когда на первый план выходят общение и сотрудничество, даёт возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства (ИЗО, музыка, хореография, театр и др.)
Особенность деятельности  студии заключается в том, что все  учащихся  класса участвуют спектакле, для каждого ребенка всегда есть роль, а задача учителя, как руководителя, написать такой сценарий, чтоб задействованы были все дети. Таким образом, мы достигаем своей главной цели: воспитание нравственных качеств у детей, формирование творческой индивидуальности средствами театрального искусства.
Необходимо отметить, что такая система организации внеучебной деятельности имеет стабильные положительные результаты.  Ученики экспериментального   класса - активные участники, победители и лауреаты творческих конкурсов, предметных олимпиад разного уровня.
Дети моего класса - самый дружные,  чувствуют себя раскованно, комфортно  свободно в любой ситуации. Ведь в театральном кружке дети учатся коллективно работать, учатся общаться со зрителем, учатся понимать друг друга и себя,  работая над характерами персонажа. Все  дети преодолели негативные чувства: плаксивость, капризность, нетерпимость, учатся добиться единства слова и действия. Многие дети избавились от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", стали лучше и выразительнее говорить. Научились анализировать просмотренные спектакли, мультфильмы. Познакомились с правилами поведения в театре. Научились договариваться, ценить труд в коллективе, радоваться за товарищей, сопереживать, приобрели ответственность перед коллективом, ведь все они  вместе жители "Маленькой страны".
Каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя как активную, творческую личность, расширяет его представления об окружающем мире.
Каждой школе необходимо выбрать свой собственный путь развития творческого потенциала детей. Мы свой путь выбрали, он дает положительные результаты и поэтому предлагаем его другим.
  
Литература

  1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. [Текст] / Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 2007. – 94 с.
  2. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]/ Д.В. Григорьев, Степанов П.В – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
  3. http://www.twirpx.com/