Конспект НОД по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста "Космический полет"

МБДОУ детский сад №29, г. Кстово, Нижегородская область

Воспитатель

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Китова Т.Н. Конспект НОД по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста "Космический полет" // Совушка. 2016. №1. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120044.html (дата обращения: 20.04.2024 ).

 

Задачи:

  • Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10.
  • Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева).
  • Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера.
  • Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.
  • Развивать мыслительные операции, связную речь, самостоятельность, умение действовать в соответствии с инструкцией.
  • Воспитывать взаимопомощь и дружескую поддержку,  интерес к математике.

Методы и приемы:

  • Игровая ситуация;
  • Беседа;
  • Вопросы ( в том числе проблемные);
  • Проблемные ситуации.

Демонстрационный материал:
Карта с изображением космического пространства, мяч,5 ракет, числовые карточки с изображением космонавтов от 1 до 5, 5 обручей, квадрат, круг, прямоугольник, овал, треугольник.

Раздаточный материал:
Листы к заданию: "Соедини по точкам", карандаш красного цвета, геометрические фигуры (круг, овал,  квадрат,  прямоугольник, треугольник) по количеству детей, карточка с изображением лабиринта (для каждого ребенка).

Ход НОД

Воспитатель – Ребята, сегодня мы с вами заниматься не будем, а отправимся в путешествие. Вы согласны?
Дети – Да!
Воспитатель – Путь нам предстоит долгий, давайте для начала немного разомнемся.
(дети встают в круг, воспитатель бросает мяч ребенку и задает вопрос на закрепление предыдущего материала).

  • Какое сейчас время года?
  • Какой месяц?
  • Какой день недели?
  • Какой день недели был вчера?
  • Кто стоит справа от тебя?
  • Кто стоит слева от тебя?
  • Прямой счет в пределах 10;
  • Продолжи счет от 1 до 4, от 3 до 7, от 5 до 10.

Воспитатель – Молодцы, наша разминка прошла на отлично! А сейчас предлагаю вам пройти  за столы на свои места.
- Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие?
Дети – На машине, на поезде и т.д.
Воспитатель – Правильно, только мы с вами не поедим, не поплывем, а полетим. А вот на чем мы полетим , вы сейчас узнаете.

Упражнение "Соедини по точкам"

(детям раздаются листы к заданию)

Воспитатель – Предлагаю вам сегодня стать настоящими инженерами-конструкторами. Итак, перед вами лежит листок бумаги, на нем написаны цифры. Соедините цифры по порядку счета. Что у вас получилось?
Дети – Ракета!
Воспитатель – Правильно ракета!
-А как называется человек, который летит в космос на космическом корабле?
Дети – Космонавт.
Воспитатель – Посмотрите, все готово к космическому путешествию, ракеты на старте.
(В групповой комнате расположены мольберты с  силуэтами ракет, на иллюминаторе каждой ракеты цифра от 1 до 5. На столе у воспитателя карточки с изображением космонавтов от 1 до 5).
- Осталось только выбрать командиров и  сформировать экипажи.
(воспитатель назначает командиров экипажей. Командиры подходят к столу, берут карточку с изображением космонавтов и набирают себе экипаж из детей и подходят к ракете с соответствующей цифрой).
- На каждой ракете может полететь столько космонавтов, сколько указывает цифра.

  • Денис, почему ваш экипаж подошли к этой ракете?
  • Ксюша, А почему ваш экипаж подошел к этой ракете?
  • Вика, сколько человек  в вашем экипаже?

- Молодцы! Экипажи готовы, можно отправляться в полет.
За нашим полётом будут следить операторы , чтобы в случае чего прийти нам на помощь, но я думаю, помощь нам не понадобится, мы со всем справимся сами.
- Как известно, ракетой управляют при помощи бортовых компьютеров, давайте сделаем кнопки для управления бортовым  компьютером, чтобы запустить нашу ракету.

Изготовление бортового компьютера

(по заданию воспитателя)

  • положите квадрат в правый верхний угол;
  • положите прямоугольник в левый нижний угол;
  • положите треугольник в верхний левый угол;
  • положите овал в правый нижний угол;
  • положите круг в середину.

Воспитатель предлагает проверить правильность сбора бортового компьютера друг у друга.
  -  А сейчас мы с вами дети, улетаем на ракете.  Внимание! К взлету космического корабля приготовиться! Включить приборы! Начать обратный отсчет от 10 (9,8,7,6,5,4,3,2,1) Пуск!
(звучит музыка)
Воспитатель – Наш космический корабль поднимается все  выше и выше! Полет проходит нормально! Мы славно с вами потрудились, сконструировали ракеты, сформировали экипажи, изготовили бортовые компьютеры . Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

На луне жил звездочет.
Он планетам вел учет.
Меркурий – раз. (хлопок над головой)
Венера – два. (топнули ногой)
3 – Земля, 4 – Марс. (наклоны туловища вправо, влево)
5 – Юпитер, 6 – Сатурн. (наклоны туловища вперед, назад)
7– Уран, 8 – Нептун. (приседание)
9 – дальше всех Плутон. (подняться на носки)
Кто не видит – выйди вон!

Воспитатель – Ребята, пока мы с вами отдыхали, наша ракета сбилась с курса.  Что же делать?
- Нам необходимо восстановить курс корабля.  А восстановить курс корабля мы сможем по карте-лабиринту.
Воспитатель предлагает детям упражнение "Лабиринт".

Графическое упражнение "Лабиринт"

Дети красным карандашом обозначают путь ракеты на орбиту.

Игра "Найди свой космодром"

(звучит музыка)

Дети выходят из-за столов, имитируют полет космического корабля и приземляются на свои космодромы, (космодромы – 5 обручей,  в центре обруча геометрические фигуры – круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник). У детей эмблемы с изображением геометрических фигур.
Воспитатель  -  Наш полет подходит к концу. В иллюминаторе я вижу Землю. До конца полета осталось 10 секунд. Ведем отсчет времени (прямой счет).  Приземляемся.
- Ребята, вы прекрасно справились со своими заданиями. Из вас получились хорошие космонавты.

Итог занятия

- Понравился вам наш космический полет?
- Давайте вспомним, что вам было сложно в полете? А что вам было просто, легко выполнить?
- Вы сегодня молодцы, мне было интересно с вами путешествовать.

А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет по звездочке, а кто считает, что не все у него сегодня  получилось – тот пусть возьмет по флажку.
Дети делают свой выбор.