Организация клуба: "Компетентный родитель - счастливый ребенок"

МБДОУ "Детский сад №242", г. Новокузнецк, Кемеровская область

Учитель-логопед

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Трубина Е.А. Организация клуба: "Компетентный родитель - счастливый ребенок" // Совушка. 2016. №1. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120043.html (дата обращения: 29.03.2024 ).

 

Проблема взаимодействия детского сада и семьи на сегодняшний день остается одной из актуальных. Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система, не будет эффективной на 100%, если к системе не подключаются родители, семья.

Кто он, современный родитель? Чем отличается от родителей прошлого? Чем занят родитель, пока его ребенок находится в детском саду? Родители в наше время стали очень загружены работой, редко видят своих детей, мало проводят с ними выходные. Встречаются родители, которые недооценивают  или переоценивают возможности собственных детей, в силу отсутствия психолого-педагогических знаний, умений  и навыков.

Вопрос повышения компетентности родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, является одним из ведущих направлений работы нашего дошкольного образовательного учреждения.

Психолого-педагогическая компетентность родителей – это определенный «багаж» знаний о психофизических особенностях развития детей определенного возраста и мерах педагогического воздействия с целью преодоления тех или иных нарушений. Не отрицается тот факт, что есть родители, пользующиеся специальной литературой, интернет ресурсами, которые хотят самостоятельно повысить свою психолого-педагогическую компетентность. Тем не менее, подчеркнем, что далеко не каждая книга и материалы, размещенные на различных сайтах интернета соответствуют стандартам образования и носят действительно развивающий характер.

Поэтому с целью повышения родительской компетентности в вопросах развития и воспитания детей с речевыми нарушениями мы создали клуб «Компетентный родитель – счастливый ребенок» на базе нашего детского сада, который начал свою работу в 2013 году.

Его целью является оказание теоретической и практической помощи родителям в развитии речи детей, посещающих ДОУ и профилактике речевых нарушений, в том числе и детей раннего возраста. Клуб является дополнительным компонентом воспитательно–образовательного процесса, где родители могут вооружиться определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения.

Работа клуба рассчитана на 1 год в подготовительной логопедической группе. Заседания проводятся 1 раз в месяц: с сентября по май включительно, в среду, в вечернее время. Каждое заседание включает в себя теоретическую и практическую часть. Вся работа ведется в тесном взаимодействии всех сотрудников ДОУ: учителя-логопеда, педагога-психолога, ст. воспитателя, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателей групп. В целях повышения заинтересованности родителей приглашаем на заседания разных специалистов: учителя начальных классов, детского стоматолога, отоларинголога, невролога, детского психиатра. В положении об организации и работе клуба мы сформулировали подробно цели и задачи непосредственной работы сотрудников с родителями.

Нами используются разные эффективные формы работы – беседы, лекции, круглый стол, консультации, тренинги, показ открытых мероприятий с детьми, практикумы, фотовыставки, деловая игра, игровые упражнения, презентации, мастер-классы, памятки для родителей.
Наш небольшой опыт показывает, что данный вид сотрудничества и преподнесения психолого-педагогических знаний очень эффективен и оказался востребованным, так как, родители, не смотря на собственную загруженность, с удовольствием посещают заседания клуба, включаются в работу практикумов и семинаров, круглых столов, бесед, мастер-классов, игр и упражнений. И данным опытом мы хотим поделиться.


Перспективный план заседаний клуба на учебный год:

Мес.яц Тематика мероприятий Форма проведения Ответственные

Сентябрь

«Родитель – это звучит гордо»

Беседа

Старший воспитатель

«Адаптируемся вместе»

Практикум

Воспитатель

«Играем вместе»

Игровые упражнения

Психолог

«Особенности детей с ОНР. Родитель – активный участник коррекционно-педагогического процесса»

Консультация

Логопед

Октябрь

«Секреты психологического здоровья»

Тренинг

Психолог

«Обследование артикуляционного аппарата,
«Сказка о веселом язычке»

Мастер-класс
Презентация

Логопед

«Санаторное лечение для детей с речевыми проблемами»

Лекция

Невролог, приглашенный из поликлиники

«Значение мелкой моторики в речевом развитии»

Игровые упражнения

Логопед

 Ноябрь

«Детские страхи, как их побороть?»

Практикум

Психолог

«Игрушка своими руками»

Мастер-класс

Воспитатель

«Как заинтересовать гиперактивных малышей?»

Практикум

Психолог

Декабрь

«Проблемы риновирусной инфекции в произношении и предполагаемые последствия»

Лекция

Оторинола-ринголог из поликлиники

«Фонематическое восприятие и слух в жизни ребенка»

Игровые упражнения, памятки,

Логопед

«Подготовка к новогоднему утреннику»

Показ детьми хороводной новогодней песни

Музыкальный руководитель

 Январь

 

 

 

 

«Обучение грамоте. Звуко-буквенный анализ. Когда начинать письмо и чтение?»

Практикум

Логопед

«Подготовка к школьному обучению. Критерии подготовленности к школе»

Беседа

Психолог

«Физическая готовность к школе. Профилактика сколиозов, плоскостопия »

Физические упражнения

Инструктор по физической культуре

Февраль

«Профилактика дисграфии, графо-моторные навыки»

Практикум

Логопед

«Словесно-логическое мышление старших дошкольников»

Тесты и упражнения

Психолог

«Математика в жизни будущих школьников»

Лекция

Воспитатель

«Проблемы, с которыми сталкиваются первоклассники»

Беседа

Учитель начальных классов

Март

«Какие книги читать детям, как правильно выбрать книгу для чтения?»

Презентация книг для чтения

Логопед

«Познавательная деятельность на пороге школы»

Беседа

Психиатр из городской больницы

«Антистрессовая гимнастика, техника упражнений по психосаморегуляции»

Игровые упражнения

Психолог

Апрель

«Игры на лето»

Презентация игр

Логопед

«Прощальные посиделки выпускников»

Деловая игра

Психолог

Чаепитие с выпускниками и их родителями

Фотовыставка

Воспитатель

 Май

Итоговое заседание (эффективность деятельности, анализ работы клуба, планирование на следующий год

Круглый стол

Ст. воспитатель, психолог, воспитатели, логопед, инструктор по физ.культуре, муз.руководитель

В перспективе планируется организовать работу клуба на 2 или 3 года, включив старшую и среднюю логопедические группы, а также общеразвивающие группы, где можно охватить профилактику речевых нарушений.

Список используемой литературы

  1. Давыдова, О.И. Проекты в работе с семьей [Текст]: Методическое пособие/ О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец – г. Москва: ТЦ Сфера. 2012. – 128с.
  2. Я – компетентный родитель [Текст]: Программа работы с родителями дошкольников / под ред. Л.В. Коломийченко. – г.Москва: ТЦ Сфера. 2013. – 128с.
  3. Попова, Л.Н. Детско-родительский клуб «Веселая семейка» [Текст]: Практические материалы /Л.Н. Попова, М.Н. Гонтаревская, М.О. Киселева. – г.Москва: ТЦ Сфера. 2012. - 128с.
  4. Тимофеева, М.В. Система сопровождения родителей [Текст]: модель организации клуба «Молодая семья», план-программа, занятия /авт.-сост. М.В. Тимофеева. – Волгоград. Учитель. 2009. -103с.