Развитие мелкой моторики руки с помощью специальных игр и упражнений

МБОУ "Начальная школа -детский сад №1", г. Воркута

Воспитатель дошкольных групп

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Шабунас Е.В. Развитие мелкой моторики руки с помощью специальных игр и упражнений // Совушка. 2016.№1. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120010.html (дата обращения: 23.04.2024 ).

С первых дней появления на свет вся жизнь человека направлена на познание окружающего мира – той среды, в которой мы живём, учимся, работаем, отдыхаем. Природа наделила человека зрением – бесценным  даром, благодаря которому мы получаем 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.
Но как быть, если с раннего детства этот процесс восприятия нарушен? МОУ "Начальная школа - детский сад компенсирующего вида" № 1 посещают дети с различными дефектами зрения. Они почти не отличаются от своих хорошо видящих сверстников – такие же активные исследователи всего нового, так же любят играть, веселиться. Но всё, же нарушение функции видения у детей с патологией зрения вызывает значительные затруднения в познании окружающей среды.
Как видят эти дети мир – мир красочный, яркий, многогранный, быстродвижущийся? Всегда ли им комфортно в нём?
Дети, имеющие нарушение зрения легче воспринимают плоские предметы, затруднено восприятие объёма, оценка глубины пространства; многие испытывают трудности в фиксации взора. В связи с этим они видят окружающий мир на суженой основе, и видят фрагментарно, нечётко, в уменьшенном виде.
Проработав много лет с детьми, имеющими зрительные нарушения, я заметила, что у них слабо развита зрительно – моторная координация, недостаточно развита тонкая моторика, наблюдаются отклонения в темпе и ритме действий. Часто дети испытывают неуверенность при выполнении даже простых заданий. А активное познание мира возможно только в движении, в действии. Значит, чем точнее будут детские движения, тем богаче будут ощущения ребёнка, тем ярче, глубже и осмысленнее будет проходить знакомство ребёнка с окружающей средой и практическое её освоение.
Для ребёнка с патологией зрения очень важно самому познавать мир, делать свои открытия. Поэтому для полноценного их развития решающее значение имеет организация активной, самостоятельной деятельности, способствующей обогащению представлений ребёнка об окружающем мире. Но к самостоятельной деятельности ребёнка надо подготовить. Для этого необходимо развивать процессы детского восприятия на основе двигательно - кинестетических ощущений, речи, памяти. При этом в восприятии, регуляции и контроле действий ребёнка, наряду со зрением, участвуют сохранные анализаторы, то есть развиваются полисенсорные связи.
В связи с этим одной из важных задач моей педагогической деятельности является помощь детям в освоении окружающего мира посредством дидактических игр и упражнений на развитие осязания и мелкой моторики.
"Игра – огромное светлое пятно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире…." (В.А. Сухомлинский). Для ребёнка с ослабленным зрением это светлое пятно должно быть и достаточно видимым, и особо осязаемым.
Опыт работы убеждает, что именно осязание является мощным средством компенсации нарушенного зрения и позволяет ребёнку наиболее тонко познать признаки и свойства предметов. 
Таким образом, осязание и мелкая моторика помогают ребёнку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живёт; способствуют повышению самооценки ребёнка, так как дают возможность приобрести социальный опыт.
Достичь высоких результатов в развитии мелкой моторики у детей с нарушением зрения возможно только в процессе систематической, целенаправленной работы и при условии, что деятельность каждого ребёнка должна быть успешной, только тогда сохраняется устойчивый интерес к играм и упражнениям.
Для того, чтобы добиться успешности и возможности постепенным, поэтапным овладением детьми комплексов дидактических игр и упражнений, необходимо, чтобы дети с нарушением зрения сначала научились свободно, непринуждённо пользоваться движениями своих рук. Для этого 2-3 раза в день по 3-5 минут провожу игры с пальчиками. Подбираю упражнения разнообразные, эмоционально – приятные, неутомительные и динамичные. Дети учатся точно выполнять произвольные движения по моей команде.
Например,  упражнение  Черепаха.
Черепаха, черепаха     -    Положить кулачки на стол,
В  панцире живёт         -   можно тихонько постукивать ими.
Высунет головку,        -    высунуть указательные пальцы
Обратно уберёт.          -     убрать обратно.
Так же использую игры – упражнения "С веток ягоды снимаю", "Апельсин", "Дерево", "Цветы" и.т.д.)
Затем показываю детям и обучаю приёмам самомассажа рук. В упражнениях дети учатся выполнять массажные движения: надавливание, пощипывание, разминания, потягивание за кончики пальцев. Стараюсь сопровождать массаж весёлыми стихами, приговорками. Самомассаж кистей и пальцев рук всегда доставляет детям удовольствие, радость.
Например,  упражнение Карандаш.
Карандаш в руках катаю,                            
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
(Грани карандаша легко "укалывают" ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропустить карандаш между одним и двумя - тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке). 
Массаж ладоней мячиком – ёжиком. Вертеть их в руках, щёлкать по ним пальцами.
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.                                 
Вправо-влево – как хочу.
Сверху – влево, снизу –правой
Я его катаю. Браво!   

                                                              (Упражнения "Краб", "Медведь", "Кормление птенцов" и.т.д. Самомассаж в  "сухом  бассейне", сопровождая стихотворным текстом или под музыку).
После самомассажа приступаю к упражнениям, направленным на развитие тактильных ощущений и упражнений, способствующих развитию динамической координации движений пальцев рук.
"Опознание предмета" – ребёнок одной рукой ощупывает предмет, другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает на листе бумаги.
"Резиночка" - для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 см. Все пальцы вставляются в резинку, задача передвинуть её на 360 градусов сначала в одну, затем в другую сторону. Выполняется поочерёдно правой и левой рукой.
На следующем этапе дети осваивают игры и упражнения с предметами.  Например,
-  Из пуговиц разного размера и цвета выложить рисунок.
-  В ярком подносе рассыпана мелкая крупа.
Нарисовать  пальчиком по крупе заданный рисунок.
- Насыпать горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошинку и удерживает её остальными пальцами ("собираем ягоды), потом берёт ещё и ещё – набирает целую горсть.
- Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок так, чтобы он весь уместился в кулачке.
- Создать на бархатной бумаге узоры из цветных нитей ( ниткопись).
- Работа с цветной проволокой  (сгибание из проволоки различных фигур).
- Перенос воды из одной ёмкости в другую при помощи губки.
- Игры с бумагой (складывание, разворачивание, скручивание, перелистывание, измельчение и. т. д.)
Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т.е. развивается ручная умелость, так необходимая детям с нарушением   зрения.
Универсальность обучающих возможностей дидактических игр и упражнений состоит в том, что их можно использовать и на занятиях, и в быту, в трудовых действиях, и в общении между детьми, и в самостоятельной деятельности. 
По развитию тонкой моторики, тактильной чувствительности, умению ориентироваться большую помощь оказывают специальные пособия и подручные предметы.
Тренажеры: "Шнуровка", "Гвоздики", "Тактильные дощечки"
                   

Упражнение "Башмачки".   
Крышки пальчики обули,                                   
Смело в них вперед шагнули
 
И пошли по переулку
На веселую прогулку.
Пальцы, словно балеринки,
Но одетые в ботинки,
Каждый пальчик, будто ножка,
Только шаркает немножко.

(Крышки надеваются на указательный и средний пальцы руки. Произносится стихотворение вместе с педагогом, дети передвигают пальцы, не отрывая их от поверхности стола. После каждого двустишия – смена рук.)

Упражнения с грецким орехом

1. Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех".
(Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого).

2. (Все движения выполняются в соответствии с текстом и инструкцией)
Наш орешек непростой,
Он волшебный, золотой.
С орешком будем мы играть
Своим ручкам помогать.
Мы с орешком поиграем,   (в правой руке)
Его с горочки катаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз
Ты по пальчикам катись!
Снова весело играем,           (в левой руке)
По другой руке  катаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз
Ты по пальчикам катись!
В пальцы мы орех возьмём (в правой руке)
И немного повернём.
Крепко пальцами держи
И ещё раз поверни.
В другую руку мы возьмём  (в левой руке)
И немного повернём.
Крепко пальцами держи
И ещё раз поверни.
1, 2, 3, 4, 5!
Мы закончили играть.
Пальчики свои встряхни,
И немного отдохни!
 
 

Игры с прищепками
Для развития памяти у детей при заучивании стихотворений и для развития мелкой моторики существуют игры с прищепками, когда недостающие детали в рисунке заменяют прищепками. Цель данной игры: развивать творческое воображение дошкольников. Учить детей манипулировать с предметами по образцу, проявлять фантазию, выбирая из предложенных нескольких фигурок нужную. Способствовать расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию памяти и мышления.

 
Солнышко
Солнышко утром рано встаёт.
Лучики тянет –тепло нам даёт.

Ёжик
Ёжик, ёжик, где гулял?
Где колючки потерял?
Ты беги скорей к нам, ёжик.
Мы сейчас тебе поможем.
Наша любовь, забота, профессиональная помощь детям с нарушением зрения обеспечивают гармоничное развитие каждого ребёнка, радостное восприятие им окружающего мира и уверенность в себе.  
Предложенный материал актуален как в работе с детьми с патологией зрения, так и в работе со здоровыми дошкольниками.