К вопросу о роли изобразительной деятельности детей в формировании потребности общения у детей старшего дошкольного возраста

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 127 "Берёзка", г. Иркутск, Иркутская область

Воспитатель

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Винокурова Н.В. К вопросу о роли изобразительной деятельности детей в формировании потребности общения у детей старшего дошкольного возраста // Совушка. 2016. №1. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120187.html (дата обращения: 29.03.2024 ).

Проблема духовного развития человека - одна из актуальных в современном российском обществе. Художественное воспитание является важнейшим аспектом формирования творческой, нравственно богатой личности. Наиболее благоприятным периодом для развития художественного восприятия картины мира, а также потребности общения  является дошкольный возраст. Дети, содержательно общаясь друг с другом в процессе занятий изобразительной деятельностью, обогащают свой опыт, развивают художественный замысел своего рисунка (лепки или аппликации), дополняют своё изображение новыми деталями. Содержательное общение педагога с детьми и детей друг с другом создает положительную атмосферу на занятиях изобразительной деятельностью. Такая атмосфера позволяет детям успешнее справляться с заданием, является предпосылкой развития их художественного творчества. Под содержательным общением мы понимаем общение детей друг с другом и педагогом  по поводу определения целей, содержания и средств осуществления изобразительной деятельности.
В процессе овладения новыми техническими умениями и навыками на занятиях ребенок  испытывает разнообразные чувства, обогащая свой опыт об окружающей предметной и социальной действительности, у него возникает желание вступить в общение с другими, поделиться  своими впечатлениями об окружающем мире и о способах его изображения. Но одного желания ребенка оказывается недостаточным для возникновения содержательного общения между ним и партнерами по деятельности. Необходимо со стороны педагога так организовать свою работу с детьми в процессе их изобразительной деятельности, чтобы способствовать формированию и закреплению у детей потребности в содержательном общении. Поэтому мы на занятиях по изобразительной деятельности стараемся создавать атмосферу сотрудничества, ограничивать и исключать жесткие дисциплинарные меры по отношению к детскому поведению, зажимающие детей, ограничивающие свободу их творчества и общения. Одним из условий успешного общения педагога с детьми является индивидуальный подход к оценке, осознание им творческой деятельности каждого ребенка.
Под потребностью общения детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности мы понимаем стремление к обмену полезной информацией между ними по поводу обозначенной  деятельности и их желание обмениваться своими впечатлениями, мнениями, оценками при наблюдении за окружающей действительностью и изображениями отдельных предметов и явлений в рисунке (лепке или аппликации), а также общение детей друг с другом и педагогом по поводу сделанного детьми результата труда.
Таким образом, в работе с детьми мы преследуем цель – сформировать у детей потребность отстаивать своё мнение, приучать их к самостоятельности суждений и быть инициативными в получении новых знаний. Тематика занятий для детей старшего дошкольного возраста, представленная в программе имеет разнообразное содержание для установления общения дошкольников друг с другом и педагогом. для этого мы применяем различные методы и приемы, а также используем различные формы организации занятий. Исследования известных психологов (Я.Л. Коломенский, М.И. Лисина, В.И. Мухина и др.) доказывают, что самостоятельное мышление, познавательная инициатива ребенка возникают не в индивидуальной работе под руководством педагога, а в группе работающих детей. Поэтому мы в работе с детьми используем различные формы организации коллективных занятий:

  • занятия, на которых дети выполняют каждый свое изображение, а    затем все созданное ими, объединяется в общую композицию.
  • занятия, на которых дети объединены в небольшие группы по 3-4 человека, где они договариваются друг с другом и создают общую работу.
  • занятия, на которых дети работают в паре с пооперационным или идентичным выполнением.

К идентичному выполнению коллективной композиции могут быть отнесены занятия, на которых дети украшают пару варежек, сапожек  (Т.С. Комарова). Пооперационное выполнение коллективной композиции возможно тогда, когда дети работают в "цепочку" (И.А. Рудовская) или "по принципу конвейера" (А.И. Савенков). В этом случае возможно включить в данную деятельность всех детей группы. На таких занятиях дети объединены в пару или все вместе работают по принципу конвейера, зависимость партнеров друг от друга прослеживается на протяжении всей изобразительной деятельности. Поэтому детям необходимо постоянно общаться друг с другом для получения качественного общего результата. при этом общаться содержательно, иначе они не смогут осуществить задуманное и сделать совместную композицию.
Чтобы детский диалог был содержательным, не превращался в ссору и взаимообвинения ("Ты не умеешь ничего, сам не умеешь" и т.д., собеседники должны уметь согласовывать совместные изобразительные действия и договариваться о предстоящем сюжете будущей композиции, об очередности, уметь распределять между собой обязанности и ответственность и т.д. Для этого мы знакомим детей с правилами содержательного диалога:

  • уметь формулировать свою точку зрения;
  • выяснять точки зрения своих партнеров;
  • обнаружить разницу точек зрения;
  • пытаться разрешать разногласия с помощью логических аргументов, переведя логическое противоречие в плоскость личных интересов.

Для знакомства с правилами ведения содержательного диалога и вежливыми формами общения в совместной деятельности с детьми проводились занятия: "Обед братца Кролика с Братцем Медвежонком".  Также мы проводим занятия, на которых дети выполняют коллективную работу, объединяясь по 3-4 человека (рисование "Домики 3-х поросят" "Весенний ковер" и др.) На занятиях активно используем такие приемы, как "словесный образец поступка" Л.Н.Крайнова), совместное обсуждение и оценка действий детей, сообщение правил и требований их выполнения, разыгрывание (с помощью кукол) сценки споров.
Особо хочется отметить возможность и использование объединения разных видов художественно-творческой деятельности (игровой, изобразительной, художественно-речевой и т.д.)  в интегрированные блоки по тематике.  Такая возможность интеграции  создаёт условия для осуществления общения между детьми друг с другом  и с педагогом, позволяет объединить детей и педагогов вокруг той или иной темы. На таких занятиях у ребенка возникает желание и потребность в содержательном общении по поводу уже знакомой и интересной темы.

Список использованной литературы:

  1. Игнатьев С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С. Е. Игнатьев. – М. : Мир : Академический Проект, 2007. - 191 с.
  2. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей и подготовительной группах. Издательство: Мозаика-Синтез, 2009 г.
  3. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. Учебное пособие. М.: "Российское педагогическое агентство", 2008.
  4. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — М.; Воронеж, 1997.
  5. Мухина А. Е Изобразительная  деятельность как форма усвоения социального опыта. М-2002 г..
  6. Рудовская И.А. Развитие сотрудничества в совместной деятельности. М.: 2005.
  7. Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста – C - Петербург, Речь, 2005