Приобщение детей средней группы к театрализованной деятельности

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 127 "Берёзка", г. Иркутск, Иркутская область

Воспитатель

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Измалкова Т.В. Приобщение детей средней группы к театрализованной деятельности // Совушка. 2016. №1. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120186.html (дата обращения: 19.04.2024 ).

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Наши дети знают больше, чем их сверстники 10 - 15 лет назад. Они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, мы не развиваем способности чувствовать, думать, творить. У детей часто отсутствует навыки произвольного поведения. Не достаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность играет важную роль в развитии дошкольников, она вносит разнообразие в их жизнь, дарит радость. Участвуя, в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Во время игры, ребенок чувствует себя раскованно, свободно, ему легче довериться сказочному герою и слушаться его тоже приятнее.
Коллектив детского сада уделяет большое внимание театрализованной деятельности, так как она помогает воспитателю создать интересную, радостную и непринужденную обстановку в группе.
Целью моей работы по данному направлению  является приобщение  детей к театральному искусству.
Исходя из цели, выделила следующие задачи:

  • Постепенно развивать игровой опыт каждого ребенка;
  • Побуждать интерес творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.
  • Знакомить с понятиями нравственности, морали.
  • Активизировать и расширять словарный запас детей, совершенствовать звуковую сторону речи.
  • Развивать эстетический вкус, воспитывать чувство прекрасного,  даже при подготовке атрибутов, декорации. Побуждать нравственно – эстетические и эмоциональные переживания.
  • Создать условия для положительных мотиваций к познанию, общению, творчеству.

В нашем детском саду  театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей, но организационно пронизывает все режимные моменты, мы включаем её в организованную образовательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, а также дети с удовольствием используют театрализованные игры в самостоятельной деятельности. Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
В сентябре 2015 года я набрала детей средней группы. В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4-5 лет должна состоять в поддерживании интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры, становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.
Свою работу по данному направлению я начала с создания предметно – пространственной развивающей среды в группе. В групповой комнате был оформлен театральный уголок, в который мы поместили:

  • маски диких и домашних животных (взрослых и детенышей);
  • маски театральных персонажей;
  • большую складную ширму, маленькую ширму для настольного театра;
  • костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок "Колобок", "Репка", "Теремок", "Зимовье зверей", "Красная шапочка" и другие.
  • куклы и атрибуты к обыгрыванию этих же сказок (плоскостной на фланелеграфе, театр картинок, куклы бибабо,  перчаточный, пальчиковый, театр теней и др.).
  • аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов.

Также в группе оформили книжный уголок с произведениями соответствующими возрасту, пополнили методическую копилку картотекой театрализованных игр, этюдов, пальчиковых, артикуляционных гимнастик, сценариями сказок.
Приобщать детей к театральному искусству мы начали с просмотра кукольных спектаклей и драматизаций сказок, показанные воспитателем и детьми старшего дошкольного возраста. Здесь очень важна интонационная выразительность речи актеров, использования выразительных средств театра (мимика, жесты, движения). Все это является необходимым для развития творческих способностей детей и развития интереса к театрализованным деятельности.
Мною была оформлена папка "Виды театров", благодаря которой познакомила детей с понятием театр (здания, афиши, фойе, сцена, зал), его разновидностями. Неоднократно обсуждали с детьми следующие проблемы: "Какие существую правила поведения в театре?" "Кто их должен соблюдать и почему? " "Можно ли опаздывать к началу спектакля? " "Можно ли разговаривать во время действия?" "Как выразить свою благодарность артистам за их труд и доставленное удовольствие? "
Вместе с тем с детьми начали осваивать разные виды театра: театр мягкой игрушки, деревянный, конусный, пальчиковый театр, театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой), театр ложек и пр.  Дети показывают постановки по знакомым художественным произведениям.  Для игр – драматизаций предлагаем детям произведения "Три медведя", "Путешествия к солнышку", "Сказка о глупом мышонке".
В нерегламентированное время ежедневно в режим дня включали театрализованные игры, направленные на развитие  интереса к театрализованной деятельности,  формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, способствующие развитию музыкальных и творческих способностей ("Наш зоопарк", игра с движением "Встали рано просо сеять", Игра-разминка "Курочки и петушки" и многие другие).
Кроме, того в детском саду систематически проводятся развлечения и праздники, где дети принимают активное участие, эмоционально выражают свое настроение, участвуя в сценках, исполняют знакомые песни и танцы. В музыкальных играх мимикой и жестами передают характер персонажа.
С целью вовлечения родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей использовала следующие формы работы с родителями по данному направлению:

  • Анкетирование родителей;
  • Индивидуальные беседы по вопросам приобщения детей к театрализованной деятельности;
  • Представление наглядной информации: Папка- передвижка: "Как устроить домашний театр для детей", "Играйте вместе с детьми".
  • Памятки для родителей "Условия для развития театральных игр".
  • Совместное изготовление различных видов театров, атрибутов и костюмов для театрализованных игр
  • Участие родителей в театрализованных представлениях в качестве актёров.

Результатом нашей работы стало то, что в конце года дети все больше проявляют свои творческие способности, становятся более раскрепощенными и общительными, средствами театрализованной деятельности раскрывают свой внутренний мир. Активизировался словарь детей, её  интонационный строй, улучшается диалогическая речь. Дети овладели в соответствии с возрастом техникой управления куклами различных видов театра.
Анализируя свою работу, дальнейшую перспективу вижу в разработке долгосрочного проекта по театрализованной деятельности, пополнения театрализованного уголка куклами марионетками и ростовыми куклами.

 

Список литературы:

  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: Сфера, 2009. 128 с.
  2. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Мозайка – синтез, 2014. 368 с.
  3. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Средняя группа. М.: Мозайка – синтез, 2015. 160 с.
  4. Сорокина Н.Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей 3-5 лет. М.: Линка – Пресс, 2012. 240 с.
  5. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду для занятий с детьми 4-5 лет. М.: Мозаика-синтез, 2010. 144 с.