Половое  воспитание  детей дошкольного возраста

МБДОУ детский сад "Василёк", Крым, Симферопольский район, с. Доброе

Педагог-психолог

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Терещенко Я.Б. Половое  воспитание  детей дошкольного возраста // Совушка. 2016. №1. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120180.html (дата обращения: 24.04.2024 ).

В.Е. Каган дал определение  полу как комплексу  репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку).
Половое воспитание — комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни
Полоролевое воспитание — составная часть полового воспитания. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которой — доброта, взаимоуважение и деликатность, адекватной полу моделью поведения, правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе.
Родители и педагоги стремятся развить у детей прежде всего положительное эмоциональное отношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему, соответствующие полу предпочтения и интересы; начальные качества мужественности и женственности  и, конечно же, добрые взаимоотношения между мальчиками и девочками. Для достижения такого результата важно формировать как нравственные чувства и представления, нравственные мотивы поведения, так навыки и умения, необходимые для реализации полученных представлений, усвоенных знаний
Значение полового воспитания в жизни человека очень велико.
Современная педагогическая наука и практика зачастую относятся к полу как к несущественной характеристике ребенка, хотя, по мысли И.С. Кона, почти все онтогенетические характеристики личности являются не просто возрастными, а половозрастными. К тому же самая первая категория, в которой дети осознают себя,  — половая принадлежность.
Тем более удивительно, что недооценка, игнорирование пола происходит в условиях, когда доказано наличие целого ряда психических и психофизиологических половых особенностей, проявляющихся в дошкольные годы. Так, первые  анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками замечены уже в эмбриональный период их развития. Под воздействием половых гормонов, считают физиологи, формируются различия не только в анатомических особенностях пола, но и в некоторых особенностях развития мозга. У новорожденных девочек по сравнению с мальчиками почти всегда меньше масса тела, сердца и легких, удельный вес мускулатуры. Но уже через четыре недели девочки начинают опережать мальчиков в общем развитии, а в дальнейшем — раньше ходить и говорить. Их организм отличается большей сопротивляемостью к заболеваниям. У них лучше развита тактильная чувствительность и чувствительность к запахам. Можно привести и некоторые другие примеры. Мальчики лучше обучаются с помощью зрения, девочки — с помощью слуха.
Хотя случаи задержки умственного развития (а также гемофилии, заикания, неврозов) чаще встречаются у мальчиков, их мозг, по данным исследований Т.П. Хризман, по сравнению с девочками, — "более прогрессивная, более дифференцированная, более избирательная  функциональная система, работающая экономней и целенаправленней". У мальчиков шести-семи лет уровень вербального мышления значительно выше, чем у девочек. Однако в плане социальных контактов последние более "продуктивны и активны". Дети разного пола по-разному воспринимают и обрабатывают позитивную информацию, включая разные корковые системы. А это определяет разное эмоциональное отношение к воспринимаемому миру, его осмыслению. Эмоциональной сфере девочек свойственны более  яркие и частые проявления сочувствия окружающим. У них выше сопротивляемость стрессовым ситуациям, они успешней адаптируются к новым условиям. Мальчики и девочки отличаются также интересами и предпочтениями, что наиболее ярко проявляется в содержании, характере их игр и рисунков.
Уже в шесть-семь месяцев ребенок отличает мужчин от женщин, то есть пол людей, по внешнему виду, фиксируя их различия в том числе и по половому признаку. На втором году жизни, еще не выделяя себя среди окружающих, не называя себя "Я", знает, кто он: мальчик или девочка. Но в этом возрасте, а зачастую и в более старшем, ребенок еще затрудняется правильно объяснить, в чем различие мальчиков и девочек. Чаще всего он апеллирует к их одежде, лицу, голосу и длине волос. Старшие дошкольники ищут объяснение в наличии силы, характере игр.

Учёт психосексуальных особенностей детей на занятиях в физическом воспитании вопрос о природе различий в развитии двигательных функций мальчиков и девочек дошкольного возраста представляет большой интерес. Дело в том , что этот возраст характеризуется неравномерным и разновременным развитием точности движений у детей разного пола:

  • девочки 5-6 лет лучше выполняют задания на пространственную точность,чем мальчики этого же возраста;
  • точность воспроизведения временного параметра движений у мальчиков 5-6 лет выше, чем у девочек того же возраста;
  • точность воспроизведения динамической характеристики движения у девочек всех возрастных групп выше, чем у мальчиков.

В возрасте детей до 7 лет наблюдается динамика формирования основных движений, физических качеств и их двигательной активности. В процессе игр у мальчиков большое место занимают движения скоростно - силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазание, борьба, спортивные игры). Девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, с обручем, гимнастические упражнения, упражнения танцевального характера и пр., а так же многое можно отметить в формировании математических представлений например:

  • мальчики мыслят нестандартно и интересно, но их внутренний мир часто скрыт от нас  они реже раскрывают его в словах. Мальчики предпочитают решать новые, логические, более сложные задачи. При решении стереотипных задач они проявляют нетерпение, неусидчивость, неаккуратность;
  • девочки собранее, дисциплинированнее. Они старательны, успешны в решении стереотипных задач, отлично действуют по аналогии, предпочитают иметь готовый образец, на который неукоснительно ориентируются при выполнении всякой работы, стремятся подойти к образцу как можно ближе;
  • у мальчиков внимание рассеяно, но зато они проявляют больше интерес к нестандартным задачам, необычным приёмам, даже словесным  перевёртышам. Однотипная деятельность их утомляет, на уроке или занятии им непременно нужны разные виды работы;
  • при решении задач девочек больше интересует результат, мальчиков — процесс;
  • арифметические умения мальчиков развиваются быстрее, чем у девочек, они быстрее запоминают формы и понимают, как действует механика.

Поэтому давая детям математические задания, важно понять , что математика в дошкольном возрасте — это не столько выработка навыков счёта, решения задач и примеров, сколько уникальная возможность для полноценного развития малыша.

Литература

  1. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. 1987. № 5.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. М., 1983.
  3. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Ленинград: Медицина, 1979.
  4. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М.: Педагогика, 1991.
  5. Каган В.Е. Система половых различий. Психика и пол детей в норме и патологии. М.: Педагогика, 1988.
  6. Колесов В.Е. Беседы о половом воспитании. М.: Педагогика, 1988.
  7. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей. М., 1975.
  8. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1998.