Экологическое воспитание в ДОУ

МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №187", г. Воронеж, Воронежская область

Старший воспитатель

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Павлова Ю.С. Экологическое воспитание в ДОУ // Совушка. 2016. №1. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120177.html (дата обращения: 20.04.2024 ).

Мы педагоги, не можем чувствовать себя непричастными к проблемам общества, которое поручило нам ответственную задачу: выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей. Взрослые, которые повинны в экологических бедах, когда-то тоже были детьми. Досадно, но нельзя не признать: это мы их так воспитали. Надо срочно что-то предпринимать, чтобы новые выпускники могли избежать многих ошибок, приводящих к экологическим бедствиям.
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы.
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы.
Основная задача экологического воспитания по предшкольной подготовке в детском саду – обеспечить ребенка знаниями о природе и о месте человека в окружающем мире, дать навыки общения с дикой природой и творениями ума и рук человека.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей.
Уровень экологической культуры нужно связывать со способностью в рамках семьи осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде и природным ресурсом. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок. В экологическом воспитании дошкольника важным условием является обучение навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним и сельскохозяйственным животным, комнатным растениям; обучение бережному использованию воды, электроэнергии, продуктов питания; осознание связи между каждодневным поведением человека и состоянием окружающей среды, качеством жизни и семьи, включая здоровье и благополучие ее членов.
Знание основ экологии – это фундамент экологической культуры педагога. Только эрудированный, творчески думающий педагог сможет побудить ребенка к развитию познавательных интересов, его эмоций, чувств, экологических представлений, познакомить с «языком» красок, форм, движений, музыки, поэзии.
Дошкольник должен знать, что играть возле дороги нельзя не только из-за возможного наезда автомобиля, но и из-за опасности дышать выхлопными газами, что гулять возле свалки вредно для здоровья, что не во всех водоемах можно купаться, и многое другое.
Воспитателям и педагогам дошкольных учреждений необходимо развивать у детей эмоционально – положительное отношение к природе посредством соответствующих  программ экологического воспитания.
Знание об окружающей среде закрепляются детьми в процессе дидактических  и подвижных игр. Проведение тематических вечеров, развлечений, разучивание стихов на экологическую  тематику, слушание рассказов об экологии оказывают эмоциональное воздействие на детей и укрепляют положительное отношение к природе.
Экологическое воспитание тем или иным образом соприкасается с различными областями  деятельности  дошкольное образовательного учреждения. Занятия в детском коллективе – весьма важный момент в процессе творческого развития ребенка. Наряду с рисованием, лепкой, конструированием и другими видами детского творчества, аппликация призвана развивать не только мелкую моторику рук ребенка, его творческий потенциал, но прежде всего формировать мышление, учить наблюдать за природой, ее красотой и неповторимостью, бережно относиться к ее дарам при использовании в собственных целях.
Экологическое воспитание необходимо осуществлять с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Воспитатель, если он проводит работу по экологическому развитию детей, должен сам хорошо разбираться в вопросах экологии.  Необходимо объяснять детям, что в природе не бывает ни вредных, ни полезных организмов – каждый выполняет свою функцию, поддерживая природное равновесие.

Привлечение детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных способствует активному развитию у дошкольника таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой в будущей большой счастливой жизни