Массаж и самомассаж в коррекционной работе ДОУ

МБ ДОУ № 23, г. Белорецк , Республика Башкортостан

Учитель-логопед

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Бердникова О.Н. Массаж и самомассаж в коррекционной работе ДОУ // Совушка. 2016. №1. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120146.html (дата обращения: 16.04.2024 ).

Самомассаж
Самомассаж — это массаж, выполняемый самостоятельно, массаж — это дозированное механическое раздражение тела человека с помощью различных приемов, и манипуляций, выполняемых руками и специально подобранным природным материалом, а так же специального оборудования.
Под влиянием самомассажа в коже образуются биологически активные вещества, которые расширяют кровеносные сосуды, оказывают положительный эффект на весь организм, происходит усиленная доставка тканям и органам массируемого участка питательных веществ, более скоростное удаление продуктов распада, повышаются обменные процессы на данном участке тела.
Самомассаж улучшает функциональную способность центральной нервной системы, воздействует на биологически активные точки, активизирует глубоко лежащие сенсорные пути. Он используется для повышения работоспособности, восстановления сил, а также с целью профилактики простудных заболеваний.
Методика
Приемам самомассажа детей специально обучают на занятиях и в повседневной жизни, обязательно используя игровые приемы: например, воспитанию ритма и повышению эмоционального настроя у детей младшего дошкольного возраста способствуют сюжетная мотивация и речитатив.
Приемы самомассажа должны стать постоянными средствами мероприятий в ритме дня дошкольника и использоваться во всех видах деятельности ежедневно.
По данным В.Г. Адаменко, диаметр активных точек изменяется в зависимости от состояния человека. Во время сна и сильной усталости точки имеют диаметр меньше одного миллиметра; когда человек просыпается, диаметр точек увеличивается до одного сантиметра. Эти исследования подтверждают необходимость проведения самомассажа кистей рук, стоп, головы после дневного сна.
На кистях рук выделяются определенные зоны воз­действия, через биологически активные точки на внутренние органы:

  1. большой палец — легкие, дыхательная система,
  2. указательный    палец    и    ребро    кисти    —   толстый кишечник,
  3. средний палец — сосудистая система (аллергия),
  4. безымянный  палец — железы  внутренней секреции (надпочечники,    поджелудочная    железа,    молочная железа, щитовидная и половые железы),
  5. мизинец — сердце.

Рекомендуется использовать массаж определенного пальца при выполнении детьми самомассажа рук (более длительное время уделяется одному из пальцев, проводится тщательный массаж). Необходимо выделить конкретное время и день недели для более глубокой проработки той или иной системы внутренних органов, в то же время не должно быть заорганизованности. Рекомендуем проводить данный вид массажа в любой отрезок времени в режиме дня дошкольника, но обязательное условие — два раза в день.
В осенне-зимний период нужно обратить особое внимание на массаж большого пальца, при кашле сильно массируют концевую фалангу среднего пальца.
Массаж головы
Массировать круговыми движениями затылок, пальцы плотно приставлены.
Растирать уши ладонями снизу вверх и сверху вниз, за­тем растирать пальцами каждый миллиметр уха, поднимаясь от мочки по закрутке уха внутрь.
Массаж волосяной части, сдвигая кожу головы расставленными пальцам от линии волос к средней линии головы, начинать с затылка, закончить лбом.
Отделить прядь волос на площади кожи головы, примерно в 1-2 кв.см., намотать ее на палец плотно до появления боли. Оставаться в таком положении пока не исчезнет боль. В следующий раз натяжение делается чуть сильнее. Постепенно кожа головы станет эластичной, насыщаясь питательными элементами с увеличением кровообращения.
Массаж лица
Круговыми движениями помассировать  лоб от бровей до волос, от середины лба до висков 2-3 раза.
Надбровные дуги, брови, края глазных впадин, круговые мышцы глаз массировать по траектории поперечной цифры восемь с центром в переносице в двух направлениях.
Нос, начиная с переносицы, ноздри, кончик носа. От носа — щеки до ушей.
Губы, уголки губ.
Подбородок, скулы.
Главное на лице глаза — осторожно с паузами, надавливающими движениями обойти глазное яблоко двумя, указательным и средним пальцем. Внутренним зрением наблюдать изменение оттенков цветов радуги с каждым последующим массажем. Норма — светлые золотистые тона.
Массаж волшебных точек ушек
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Является    доступным    для    детей    всех    возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2—3 раза в день.
Массаж рук
Энергично потереть ладони.
Ласково,   круговыми   движениями   потереть   внешнюю сторону рук, перейти на предплечья плечи.
Поочередно надавить на фаланги пальцев, начиная от их оснований до кончиков пальцев, надавив до боли на ногти.
Покрутить каждый палец 2-3 раза в одну сторону, затем в другую.
Прижать поочередно кончики пальцев к их основаниям внутри ладоней.
Прижать поочередно пальцы к основанию ладони.
Поочередно прогнуть пальцы к тыльной стороне ладони.
Промассировать руки до плеч, перемежая поглаживания, растирания, мягкие прощупывания круговыми движениями пальцев.
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Закаливающий массаж подошв
Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных: точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3—10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.