Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим "Речки северного края"

МБДОУ "Колокольчик", г. Ноябрьск, Тюменская область

Воспитатель

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Евдокимова Г.И. Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим "Речки северного края" // Совушка. 2016. №1. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120109.html (дата обращения: 19.04.2024 ).

Программное содержание:
Расширять понятия об окружающем мире, учить составлять по памяти описательный рассказ о реке. Учить детей умению видеть и чувствовать красоту природы, видеть разницу между городом и тайгой,
Развивать умение различать рыб, водоплавающих птиц, гнездящихся на берегах рек и озёр.
Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Формировать понятия о возникновении реки, её истоках.
Коррекционная работа:
Развивать у детей внимание и память, мелкую моторику. Совершенствовать словесно – логическое мышление. Пополнять, уточнять и активизировать словарный запас детей. Закреплять у детей речевые навыки.
Предварительная работа:
Заучивание стихотворений, чтение художественной литературы, экскурсия в магазин (рыбный отдел), рассматривание иллюстраций, журналов.
Словарная работа: ледоход, чум, малица, прищуренный, кормовое, головастик, резвилась, серебристая, мутная, прозрачная, бурное, плавное, пёстрая, валун, лунка, самоцвет, маломерка.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение:
Весна. Все льды подтаяли. Весна, снега ушли,
И вот уж с юга дальнего летят к нам журавли.
Вернулись мы , встречайте - они с небес кричат.
За нами утки, гайки и лебеди летят.
Весна. Земля прогрета, еще день два, и вот
На всех уснувших реках – весенний ледоход.
Плывут большие льдины, трещат, ломаясь, льдины,
В бока друг друга бьют.
Но им не долго биться немного дней пройдёт,
И битва прекратится, уйдёт растает лёд.
И снова на просторе, сильна и глубока,
Свободно мчится к морю широкая река.
Весной все реки шире, чем летом, потому,
Что тает много снега. Куда бежать ему.
И, превратившись в воду, он к речке прыг да скок.
И вот река полнее на этот ручеек.
А их таких без счёта бежит из далека.
И с каждым днем все шире весенняя река.
Вопросы к детям:
1. Что происходит весной?
2. Кто летит с юга?
3. Почему весной реки шире?
4. Куда течёт река?
В проходе чума, в котором мы остановились на ночлег появился пожилой человек (ненец), он был одет в национальные одежды:- в лёгкую малицу, которые ненцы одевают весной, на ногах у него были длинные резиновые сапоги, глаза его слегка прищурены. (Воспитатель показывает иллюстрацию).
Ненец: Кто вы и откуда прилетели?
Дети: Мы прилетели из города Ноябрьска, ближе познакомится с природой, которая окружает наш город, увидеть реку Пур, посмотреть и послушать о рыбалке (как вы ловите рыбу). Мы ноябряне. В городе нашем нет реки. Но есть озеро Ханто, оно очень красивое, летом мы любим отдыхать и наслаждаться его красотой.
Ненец: Когда еще не было города, на берегу Ханто жили две ненецкие семьи. И рыбы было не меньше, чем в реке. Озеро это называли кормовое, выловленную рыбу отправляли в город Сургут, на приготовление различных консервов. И озеро было чистое, впадали в него две реки, место это любили и животные и птицы.
- Что изменилось?
- Что произошло с озером?
- Чего не нужно делать, чтобы озеро было чистым?
Физминутка;
Раньше были мы икрою. Шагают на месте, размахивая руками
Ква-ква!
А теперь мы все – герои
Ать – два!
Головастиками были
Ква – ква!
Дружно хвостиками били Прыгают на двух ногах с продвижением
Ать – два! вперед
А теперь мы лягушата
Прыгай с берега ребята!
Ать – два!
И с хвостом, и без хвоста Шагают на месте
Жить на свете красота!
Воспитатель; Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы бабочка резвилась,
Чтобы речка серебрилась.
Ненец: Дети вы знаете откуда реки появляются?
Дети: Река может начинаться из болота, и из озера, Водичка вытекающая из них, собирается в ручьи, а они соединяются, стекаются и получается река.
Ненец: Недалеко от нашего города есть четыре речки: Пякопур, Вынгапур, Аппакапур, Пирпе. Они текут и соединяются в одну реку Пур. Куда вы и прилетели.
Какая в ней вода? (чистая, грязная, мутная, прозрачная).
Какое у нее течение? (быстрое, бурное, спокойное, плавное).
Она широкая или узкая?
Какие у нее берега? (крутые, высокие, низкие).
Как вы можете сказать о речке? (река, речка, реченька или речушка).
Ненец: Вода это жизнь. Как вы думаете кто живет у воды?
Загадывает загадки:
1. Красные лапки, щиплют за пятки. (Гуси).
2. Пёстрая крякушка ловит лягушек. (Утка).
3. Улетали с севера на юг, и теряли белый, белый пух. (Лебеди).
- Молодцы ребята , хорошо отгадываете загадки. Знаете птиц…..
- Кроме птиц к реке приходят кормиться и медведи, они ловко ловят рыбу, кормят своих медвежат. Много раз на берегу я видел медведей. Один медведь был похож на валун. Стоял, как вкопанный, наблюдал за течением воды. Любопытный зверь. Видел медведицу с медвежатами. Медвежата плескались в воде и играли в свои медвежьи игры, пока не получили от матери трёпки. Мне их хорошо было видно. Медведица ловила рыбу. Зайдёт в воду и притаится. Вода не глубокая, ей хорошо видно. Только рыбина мелькнёт, как тут же ловкие когти медведицы подцепят её и выбросят на берег. И станет она в то же миг не рыбой. А добычей.
- Послушайте ещё загадку: Хвостом она виляет
Зубаста, а не лает.
Кто же это? (Щука).
Игра: "Ёрш и Щука"
(Дети тихонько бегают и подходят к щуке)
Над речушкой в тиши
Шелестят камыши,
А в воде у камышей
Шесть задиристых ершей.
Не ершитесь вы, ерши,
Лучше спрячьтесь в камышы.
Вас ершей малышей
Щука ждёт из камышей.
(Дети разбегаются, щука ловит ершей)
- Давайте вспомним кто еще живет рядом с ершом и щукой?
- Какие рыбы водятся в реке Пур? (язь, окунь, сырок, сорога).
- Хорошо многих рыб знаете.
- Вы любите есть рыбу?
- Где ваши родители берут её?
- Какие блюда готовят ваши мамы?
Пословица: "Без труда не выловишь рыбку из пруда".
Ловить рыбу ребята это тоже труд. Для этого нужны специальные приспособления – удочки, сети, невод. Сидишь на берегу, особенно когда клёв устаёшь таскать рыбку. Бывало рыбёшка из лунок выскакивает чистенькая, нарядная, яркая: не окунь, а какая – то подводная жар – птица, рыба самоцвет! А когда такого маломерка вытащишь, полюбуешься и отпустишь: гуляй, молодец, на здоровье. И даже если ничего не поймаешь, всё равно речное сидение проходит как праздник. Душа не нарадуется. Солнце какое! В воздухе не пылинки.
Мы заготавливаем рыбы столько, сколько необходимо чтобы прокормить свою семью и животных: оленей, собак.
Готовим из рыбы муку, а зимой подкармливаем оленей.
Храним рыбу в замороженном виде в природных холодильниках. Люди холодильники придумали, чтобы холод добывать. А тут природа сама дала холодильник. Да какой!
Готовим на костре потовую рыбу, делаем строгонину, жарим и варим уху.
Игра: "Ловля рыбы".
- К природным богатствам относится надо бережно, любить их, сохранять.
В вашем городе появились промышленные объекты, множество машин – которые загрязняют и отравляют природу. Рыбу ловят сетями, охотятся на животных, птиц. Нефтяники загрязняют тайгу, тундру, реки, озёра, нанося природе большой вред.
Дети любите свою землю, Родину, край. Чтобы земля наша была – матерью, кормилицей.
- Чтобы у животных был дом.
- У рыб были чистые водоёмы.
- Чтобы птицы могли прилетать к нам и продолжать свой род!

Литература:

  1. http://www.knigonosha.net/readbook/28045/19/
  2. http://www.maam.ru/detskijsad/beseda-s-detmi-o-obitateljah-oz-r-i-rek.html