Задачи и пути развития речи младших школьников

МБОУ Бутурлиновская СОШ, г. Бутурлиновка, Воронежская область

Учитель начальных классов

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Гаран В.И. Задачи и пути развития речи младших школьников // Совушка. 2016. №1. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120087.html (дата обращения: 29.03.2024 ).

Развитие речи — важная задача обучения родному языку. Речь — основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика — показатель его умственного развития.
Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника- средством успешного обучения в школе.
В основу  начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи.
Есть ряд аспектов овладения речью, которые находятся в ведении школы.
Это, во-первых, усвоение литературной языковой нормы. Школа учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантам.
Во-вторых, это усвоение навыков чтения и письма- важнейших речевых навыков.
Третья задача школы — это совершенствование культуры речи учащихся.
Для решения указанных задач нужна планомерная работа учителя и учащихся.
В развитии речи отчетливо выделяются три направления: работа над словом (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень) и работа над связной речью.
Итак, методика работы над словом предусматривает четыре основных линии:
         1. Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе.
         2. Уточнение словаря — самая широкая сфера словарной работы, включающая в себя:
         а) наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно: уточнение их значений путем включения в контекст, сопоставления близких по значению слов и противопоставления антонимов, сравнения значений и употребление паронимов и т.п.;
         б) усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах;
         в) усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов, в том числе значений, обусловленных контекстом;
         г) усвоение синонимики лексической и тех оттенков смысловых значений слов, тех эмоциональных и функционально-стилистических окрасок слова, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.
         Иначе говоря, уточнение словаря может быть определено как словарно-стилистическая работа, как развитие гибкости словаря, его точности и выразительности.
         3. Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный.
        4. Устранение нелитературных слов. Имеются в виду диалектные, просторечные, жаргонные слова, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.
Все названные направления работы над словарем постоянно взаимодействуют
Основная цель работы над предложением — научить детей выражать относительно законченную мысль в четкой и правильной синтаксической структуре.
Современные дети приходят в школу с довольно развитой  устной речью,но речью преимущественно диалогической. Главное в работе по русскому языку в начальных классах — воспитание монологической речи учащихся, устной и письменной.
Вместе с тем важно учесть, чтобы работа над предложением была логическим продолжением формирования речевых умений, с которыми ребенок пришел из детского сада, из семьи.
Приведем примеры синтаксических упражнений, направленных на развитие речи обучающихся. В первую очередь, это упражнения в конструировании словосочетаний различного вида. Составленные детьми словосочетания должны прочно войти в их речь и предостерегать от возможных ошибок в употреблении предложно-падежных форм имени существительного и Данные упражнения могут выполнятся как письменно , так устно, как на уроках грамматики, так и при подготовке к любой творческой работе; тогда выполнение подобных упражнений будет служить целям предупреждения и исправления речевых ошибок учащихся.
Итак, виды упражнений в составлении словосочетаний.
         1. Составление словосочетаний из данных слов путем объединения их по смыслу и при изменении формы слова.
         а) День, солнце, ночь, река, птицы \\ певчие, теплая, лунная, яркое, летний.
         б) Теплый (ночь), привязать (дерево), скакать (трава), звонкое (смех), заглянуть (окно), встретить (друг), встретиться (друг).
         в) Писать, идти, читать, грести \\ бегло, быстро, сильно, красиво.
         2. Составление словосочетаний по данному главному слову путем подбора подходящих по смыслу зависимых слов.
         а)Путь (какой?); дорога (какая?); событие (какое?); сирень (какая?); лось (какой?); мышь (какая?).
         б) хорошо обращаться (с кем? с чем?); хорошо относиться (к кому? к чему?); любить (кого? Что?).
         3. Составление словосочетаний по данному зависимому слову путем подбора главного слова.
         а) Товарища (увидел, встретил, заметил, обидел). Товарищу (рад, сказал, передал), с товарищем (шел, говорил, поссорился), о товарище (написал, подумал, сказал)
         б) Топкое, вязкое, лесное …; горячее, вкусное …; чистая, глубокая, тихая…; огромное, теплое, синее ….
         в) Быстро (бежал), медленно (шел), тихо (говорил), редко (ошибался), высоко (летал).
         4. Составление словосочетаний по данным однокоренным словам, требующим постановки имен существительных в разных падежах.
         а) благодарить — кого? За что?, благодарность — кому?, уважать — кого?за что?, уважение к кому?, возвратить -что? Кому?, возвращение — кого?
         б) хвалить -кого?, хвалиться -чем? , сердить -кого?, сердиться - на кого? 5. Составление словосочетаний , в которых главное слово требует употребления определенного предлога
Любовь к...., интерес к …, ненависть к …, отчет о …,  заявление о …, мечта о …,  надежда на …,  наступление на... .
         6. Составление словосочетаний, в которых предлог соответствует глагольной приставке
Войти в …, забежать за …, отплыть от …, вклеить в …, доставить до

Следующий вид упражнений, способствующий формированию синтаксического строя речи младших школьников, - это упражнения в составлении предложений.
Назовем некоторые из них:
         а) Составление полного ответа на вопрос учителя.
         б) Распространение предложений по вопросам при помощи  данных слов.
         в) Составление предложений из данных слов, словосочетаний.
         г) Восстановление деформированного текста.
         д) Подбор подходящего по смыслу пропущенного в предложении слова.
         е) Составление предложений с однородными членами из двух-трех простых предложений.
         ж) Составление предложений на определенную тему, по картинкам, по наблюдениям за погодой, замена формы одного предложения формой другого.
Итак, синтаксическое развитие речи  детей и развитие их контекстной речи осуществляется в процессе  изучения всех синтаксических и морфологических тем, а также при выполнении специальных речевых упражнений по составлению словосочетаний, предложений и связных текстов. Все это является составной частью по воспитанию  культуры речи младших школьников.
Перейдем к третьему направлению — работе над связной речью.
В методике начальной школы приняты следующие виды упражнений в связной речи, принадлежащей самим обучающимся:
         а) развернутые ответы на вопросы (в том числе и в ходе беседы);
         б) различные текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанных произведений, с изучением грамматического материала, с активизацией грамматических норм и лексики, если высказывания учащихся (устные или письменные ) в основном отвечают указанным выше требованиям;
         в) записи по наблюдениям (если они не единичны, а ведутся систематически), ведение дневников природы и погоды.
         г) устный пересказ прочитанного в его различных вариантах;
         д) устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям, по данному началу или концу,по данному плану или сюжету и т.п.
         е) рассказывание художественных текстов, заученных наизусть, запись их по памяти.
        ж) импровизация сказок (обычно устно), начатки литературно-художественного творчества — сочинение стихов, рассказиков;
         з) письменные изложения образцовых текстов (художественных, публицистических, научно-популярных);
         и) перестройка данных учителем текстов (выборочные пересказы и изложения, творческие формы пересказа и изложения, инсценирование  прочитанных рассказов).
         к) различные виды драматизации, устного (словесного рисования, иллюстрирования прочитанных произведений, воображаемая экранизация прочитанных произведений  или собственных рассказов.
         л) письменные сочинения разнообразных типов;
         м) Деловые бумаги: объявления, заявления, адреса, телеграммы, деловые письма и т.п.
Успех в работе по развитию речи будет возможен только в том случае, если она будет носить обучающий характер, будет проводиться регулярно и в системе.
         "Систему создает понимание необходимости каждого из типов работ, расположение их в порядке нарастающей трудности … Четкость и целенаправленность каждого типа изложения или сочинения — это выигрыш во времени, это экономия сил, это система".

Литература

  1. Политова  Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. на уроках русского языка: Пособие для учителя. - М. : Просвещение, 1984.
  2. Фомичева Г.А. Синтаксические упражнения в связи с развитием речи. - М. : Просвещение, 1978.
  3. Рамзаева Т. Г. , Львов М.Р.  Методика обучения русскому языку в начальных классах. -М. : Просвещение, 1979.
  4. Рыбникова М.А.  Очерки по методике литературного чтения. - М., 1963.