Развитие самостоятельности дошкольников в экспериментально-поисковой деятельности

Белоусова Любовь Викторовна

Воспитатель, МБДОУ №17 "Белочка", г. Сургут, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Белоусова Л.В. Развитие самостоятельности дошкольников в экспериментально-поисковой деятельности // Совушка. 2021. N1 (23). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/23/ (дата обращения: 16.04.2024).

Заказ № 861995


 

В современной социокультурной ситуации всё большее значение приобретает ценность развития личности на всех ступенях системы образования. Становление инициативности, самостоятельности, ответственности ребенка наряду с развитием личностной межкультурной толерантности требует особого подхода к решению задач образования. Прежде всего, этот тезис имеет смысл применительно к дошкольному образованию, закладывающему базис личностной культуры ребёнка, который в дальнейшем будет определять траекторию развития его личности.

Общеизвестно, что самостоятельность детей реализуется в совершаемой ими деятельности. Именно самостоятельная деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии связей, отношений, закономерностей в преобразовании опыта.

Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребёнок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно - следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Анализ научных трудов ведущих исследователей в области педагогики и психологии детства (Н.Ф. Виноградова, Л.С. Выготский, З.А. Гриценко, О.В. Дыбина, Т.Л. Куликова, С.А. Козлова, О.А. Козлова, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская, B.C. Мухина, К.В. Тарасова, С.Г. Якобсон и др.), свидетельствует о том, что воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении становится более действенным, если готовность ребенка к взаимодействию с окружающим миром реализуется через постановку перед ним проблемно-поисковых ситуаций, моделируемых педагогом и способствующих возникновению у детей стремления осуществлять самостоятельный поиск при выполнении обучающих заданий, проявляя при этом оригинальность в способах их решения. Именно в таких ситуациях ребенок проявляет оригинальность в способах их решения.

В психолого-педагогической литературе последних лет одним из наиболее острых и обсуждаемых стал вопрос о перенасыщении содержания детских видов деятельности заданиями, которые мало способствуют проявлению самостоятельности и активности дошкольников (В.П. Зинченко, В.Т. Кудрявцев и др.).

Одной из основных причин неудовлетворительного решения задачи развития самостоятельности у дошкольников по-прежнему остается доминирование традиционных способов взаимодействия взрослого с детьми, которые построены преимущественно на репродуктивных методах, на показе детям их ошибок. Однако выражение взрослыми недовольства в связи с детскими ошибками не способствует развитию здоровья, особенно эмоциональном, не обеспечивает развития детской самостоятельности. При таком взаимодействии педагога с воспитанниками (субъект-объектном), у детей формируется неуверенность в себе, развиваются комплексы неполноценности и различного рода страхи и опасения, что, в свою очередь, становится тормозом в развитии активности, самостоятельности и творческого потенциала личности.

Ученые, изучавшие причины психосоматических заболеваний, утверждают, что неудовлетворенная потребность человека в познании, исследовании окружающего мира, может привести к тяжелым расстройствам нервной системы и даже нервным заболеваниям (В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко).

Поэтому на сегодняшний день в дошкольном образовании особенно остро стоит задача организации одного из основных для дошкольного возраста детей ведущего вида деятельности в познании окружающего мира – экспериментирования. Этот вид деятельности равноценно с игровой деятельностью влияет на развитие личности ребенка.

Но, как показывают результаты ряда исследований, наш практический опыт и многолетние наблюдения за работой педагогов дошкольного образования, большинство детей в дошкольных учреждениях не имеют возможности полноценно заниматься экспериментом из-за отсутствия времени. При таком режиме дня частично компенсировать недостаток игровой деятельности можно за счет целенаправленной организации детской экспериментально-поисковой деятельности.

Однако, как показывают результаты исследований Н.Н. Поддьякова, А.И. Ивановой, а также практика дошкольного образования, экспериментально-поисковая деятельность детей крайне редко используется педагогами для развития у детей самостоятельности. Способы ее организации зачастую репродуктивны, главную роль на себя берет педагог, а дети, являясь пассивными наблюдателями, не испытывают радости самостоятельного открытия, не приобретают уверенности в своих силах, у них не формируется такое важное личностное качество как самостоятельность.

Задача развития у детей самостоятельности была и остается в нынешней дошкольной педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. В деятельности и в коллективе сверстников у дошкольника, в первую очередь, должны формироваться такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка. Чем меньше возраст детей, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим. Но, как известно, уже на третьем году жизни у дошкольника активно проявляется стремление к самостоятельности, осознание того, что он уже многое может делать сам. Поэтому очень важно, чтобы примеры поведения педагога и окружающих людей были положительными, а способы развития самостоятельности продуктивными, доверительными.

На сегодняшний день доказано, что дошкольники – прирожденные исследователи. Ярким подтверждением этого тезиса является их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной или просто новой ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать ребенку, поддерживать его стремление к самостоятельному поиску решения.

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют ему познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. Особенно стоит отметить, что в ходе опытной, самостоятельной, познавательной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности т.п.

Особое значение для подтверждения наших позиций и обоснования основной идеи исследования имеет утверждение академика Н.Н. Подьякова о том, что «…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их сознания и освоения».

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игры, занятия, прогулки. Цель экспериментально-поисковой деятельности состоит в том, чтобы научить детей самостоятельно проводить исследования и добывать новое для себя знание, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

В процессе экспериментально-поисковой деятельности знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или информацией. Взрослому, который решает задачи обучения и воспитания детей, необходимо преодолевать монологический дидактизм, традиционный для взаимодействия с ребенком авторитаризм: педагоги и родители всё знают и умеют лучше ребенка. Необходимо поддержать детское стремление к познанию, предоставить ребенку возможность самому открыть для себя то, что взрослым уже известно, дать ему почувствовать радость самостоятельного открытия. Чтобы повысить интерес детей, педагогу необходимо ставить вопросы, побуждающие детей сравнивать свойства материалов или предметов (глина и пластилин), устанавливать причинно-следственные связи (снег и лед), выдвигать предположения, делать выводы. Совместно обсуждая предположения детей, педагог помогает им обобщать полученные результаты. Диалогический принцип в поисково-исследовательской деятельности весьма значим для развития детской самостоятельности. В тех случаях, когда оба процесса осуществляются по монологическому принципу, как считает А.М. Матюшкин, реального развития самостоятельности, познавательной активности и становления более высоких форм мышления не происходит. Собственно, об этом свидетельствуют и исследования Н.П. Усовой, Н.Н. Поддьякова, Л.А. Парамоновой, О.Л. Князевой. Это подтверждает и наше предположение о том, что развитие поисковой деятельности у дошкольников происходит в процессе систематического решения задач проблемного характера, требующих трансформации старых способов или изобретения новых. Новизна этих способов, как отмечает Л.А. Парамонова, отличается субъективностью, т.е. деятельностью конкретных детей.

Предлагая детям решать задачи познавательного характера, педагог имеет возможность использовать экспериментирование не только в структуре занятий по ознакомлению детей с окружающим миром, с природой, но и в продуктивных видах деятельности. Он может предлагать проблемные ситуации, задачи (необязательно реальные), которые направлены на формирование потребности решать их опытным путем.

Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картинку мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер, вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность, и наиболее важно для нас – самостоятельность. Особо следует подчеркнуть, что специально организуемое педагогами экспериментирование носит безопасный характер. Самостоятельная деятельность детей в процессе экспериментирования – сложный, но вполне управляемый процесс.

Как отмечено в исследованиях О.Л. Князевой, многие педагоги сталкиваются в своей практике с интеллектуальной пассивностью детей уже в дошкольной этапе детства. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с простым заданием, дети быстро выполняют его, когда задание переводится в практическую деятельность или в игру.

Главным развивающим преимуществом экспериментирования является предоставление ребёнку возможности познавать различные объекта в ходе практической деятельности с ними. Осуществляемые ребенком при этом практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

На основании изложенного выше, следует особо подчеркнуть, что развитие детей самостоятельности в экспериментально-поисковой деятельности происходит за счёт того, что, повышая уровень разнообразия своих практических действий, ребёнок в зависимости от особенностей объекта получает о нём ту или иную более сложную и разнообразную информацию, обрабатывает и применяет её. Осмысливая её, дошкольники углубляют свои знания об объекте, а также открывает для себя новые эффективные способы воздействий, ведущий к выявлению зависимостей, реализованных в объекте. Дошкольники самостоятельно используют для их познания ряд приёмов многофакторного экспериментирования, аналогичных тем, которые применяют взрослые при изучении сложных технических устройств. Дети шести самостоятельно обнаруживают и активно осуществляют приёмы комбинаторики входных воздействий, что имеет особое значение для овладения объектами названного типа. На основе полученной таким образом информации дошкольники выявляют реализованные в данных объектах зависимости, характеризующиеся взаимодействием нескольких факторов. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется типом деятельности, в которой знания приобретались.

 

Литература:

 

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ. Сфера, 2005. 192 с.
  2. Князева О.Л. Особенности поисковой деятельности дошкольников при решении наглядно-действенных задач // Вопросы психологии. 1987. № 4. С. 86-93.
  3. Поддьяков Н.Н. Вариативность преобразований предмета дошкольниками как условие его познания // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 49-53.
  4. Поддьяков Н.Н. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с различными объектами // Вестник Московского ун-та. 1991. № 4. С. 34-41.
  5. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуальный аспект. Волгоград, 1995.