Сенсорное развитие детей раннего возраста

Слинько Карина Юрьевна
Черкашина Оксана Владимировна

Воспитатель, МБДОУ детский сад комбинированного вида № 47, г. Белгород
Воспитатель, МБДОУ детский сад комбинированного вида № 47, г. Белгород

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Слинько К.Ю., Черкашина О.В. Сенсорное развитие детей раннего возраста // Совушка. 2021. N1 (23). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/23/ (дата обращения: 25.04.2024).

Заказ № 861528


 

Работая с детьми группы раннего возраста, мы поняли, что сенсорное развитие играет большую роль в развитии ребенка, поскольку оно составляет основу всего развития.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на первый план выдвигается развивающаяся функция образования, которая обеспечивает формирование личности ребенка и ориентирует педагога на его индивидуальные особенности.

Сенсорное развитие является необходимым условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки навыков лежат в общем уровне сенсорного развития, достигнутом в раннем дошкольном возрасте. Период первых 3 лет – это период наиболее интенсивного физического и умственного развития детей.

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, размере. Познание начинается с восприятия объектов и явлений окружающего мира.

В педагогическом процессе сенсорного развития детей существуют такие задачи, как обогащение непосредственного сенсорного опыта детей при различных видах деятельности, движения рук к предмету в процессе ознакомления, нахождение сходств и различий между предметами и умение обозначать свойства предметов.

Средствами сенсорного развития детей являются дидактические игры и упражнения, визуальная деятельность (рисование, конструирование, игровая деятельность, так как игра легче запоминается ребенку).

Ценность сенсорного развития заключается в том, что оно развивает внимание, развивает наблюдение, составляет основу интеллектуального развития и усваивает сенсорные стандарты.

Начиная со второго года жизни основное место в сенсорном развитии детей занимает знакомство их с общепринятыми сенсорными стандартами и способами использования.

Для сенсорного развития детей в моей группе была создана соответствующая предметно-развивающаяся среда. У нас есть центр игры с песком и водой. Дети очень любят переливать воду из одной емкости в другую. Дети любят смешивать песок с водой и делать различные формочки.

У нас также есть дидактический стол для сенсорики. Там у нас есть такие игры, как: пирамиды разных размеров, лабиринты, головоломки, разделенные изображения из 2 частей и 4 частей и т. д. Игры, купленные в магазине, а так же игры, сделанные своими руками. Мы создали много дидактических материалов на различные темы и фетровые игры для сенсорного развития.

Учитывая особенности работы с детьми для достижения цели, мы используем метод повторения одних и тех же занятий, но с использованием нового материала.

Чтобы ребенок мог лучше понять все, что мы даем родителям рекомендации, как заниматься с ребенком дома. После проведения анкетирования родителей, выяснилось, что не все дети знают цвета, формы и не все заняты дома. Для родителей была организована консультация на тему «сенсорное развитие маленьких детей», проведена выставка дидактических игр и пособий по тематическим мероприятиям, которые можно не только купить в магазине, но и изготовить своими руками, например, подобрать краску, собрать «веселые бусы» , шнуровку и т.д. Мы создали небольшую библиотеку для наших родителей, где мы подобрали книги по сенсорному развитию.

Также мы провели диагностику сенсорного развития, которая проводилась на основе программы диагностики и развития. Мы использовали дидактические игры, потому что они близки и понятны детям.

1 задание: игра «Найди цветок для бабочки». Цель: выявление умения ребенка различать цвета по принципу такой же – не такой, называть их цвет – красный, желтый, синий, зеленый.

2 задание: игра «Занимательная коробочка». Цель: выявление у ребенка знания о форме (шар, куб).

3 задание: Дидактическая игра «Собери пирамидку». Цель: выявление умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой, маленький, больше-меньше, различать понятия один-много).

По проведению этих 3 заданий нами было выявлено, что в начале учебного года у многих детей был низкий уровень показателей по сенсорному развитию, учитывая специфику работы с детьми раннего возраста, чтобы добиться лучших результатов, мы планируем использовать способ повторения тех же занятий, но применяя новый материал, и уже к концу года уровень показателей должен повыситься.

В своей работе мы поставили и решаем следующие задачи:

  • Создание условий для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
  • Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (в цвете, форме, величине, количестве).
  • Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.).

В своей работе с детьми мы придерживаемся следующих принципов:

  1. Принцип дифференцированного подхода. Мы помним о том, что ребенок – уникальная личность. Стараемся ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать. После диагностирования знаний, умений и навыков вновь прибывшего ребенка, подбираем задания в соответствии с его умениями и навыками.
  2. Принцип сотрудничества. Даем понять ребенку, что мы всегда готовы оказать ему личную поддержку и прийти на помощь. Если ребенок не справляется, с каким-либо заданием, я предлагаю: «Давай, я тебе помогу», «Давай попробуем вместе», «У нас с тобой все получится», «Ты, конечно же, справишься».
  3. Принцип психологического комфорта каждого ребенка. Проявляем понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании детей, восхищаюсь его инициативой и мельчайшей самостоятельностью – это способствует формированию у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях. В этом возрасте очень важно создать ситуацию успеха, главное, чтобы предлагаемое задание было выполнено всеми детьми, независимо от того, делал ли он самостоятельно или с моей помощью. Важно поддержать не только действием, но и словами: «Какой ты молодец!», «Здорово у тебя получилось!», «Замечательно!», «Я очень горжусь тобой!», «Великолепно!», «Я знаю, ты сможешь!», «Большое тебе спасибо!» и др.
  4. Принцип вариативности. В работу вне «занятий», в индивидуальной работе или в самостоятельной деятельности детей, а также для поддержания интереса, стараемся использовать варианты заданий близких по целям, но предполагающих действия с разными предметами. Например, по ознакомлению с цветом – «Постройка башни из кубиков», «Разложи в коробочки», «Подбери попугаю колечки», «Собери цветок», «Грибочки по местам», «Спрячь мышку», «Найди пару», «Собери мешочки по цвету, по форме», «Помоги зайчику собрать урожай овощей, фруктов», «Укрась ёлочку» и др. В повседневной жизни мы обращаем внимание на цвет одежды, цвет, размер, форму и количество предметов в групповой комнате, на прогулке.

Планируемые результаты: дети станут более самостоятельными, любопытными, у них появится интерес к экспериментированию, расширится кругозор. Благодаря этому большинство детей станут более инициативны, активны в общении. Установится тесный контакт с родителями. 

  

Литература:

 

  1. Янушко Я.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). URL: https://perviydoc.ru/v9465/янушко_я.а._сенсорное_развитие_детей_раннего_возраста_1-3_года.