Одаренность

Костина Надежда Викторовна

Учитель русского языка и литературы, МАОУ "СОШ №1", г. Мегион, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Костина Н.В. Одаренность // Совушка. 2021. N1 (23). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/23/ (дата обращения: 25.04.2024).

Заказ № 854094


 

Актуальность.

Россия вступает в информационное общество, где востребованы люди, способные принимать нестандартные решения, обладающими ответственностью за принятое решение. Развитию таких способностей и личностных качеств способствует творческая деятельность, обращенная к будущему. Творческие способности человека следует признать немаловажной частью его интеллекта.

Реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита. Об актуальности развития одаренности обучающихся говорит и то, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет.

Слайд 2

Актуальность работы с одаренными детьми определяет следующие цели и задачи:

Цель: Создание максимально благоприятных условий, как в учебном процессе, так и во внеурочное время для интеллектуального развития, творческих способностей, исследовательских навыков, личностного роста одаренных детей.

Слайд 3

Основные задачи работы с одаренными учащимися:

  1. Подобрать наиболее эффективные формы, методы и приемы развития креативных способностей на основе анализа и обобщения передового педагогического опыта;
  2. Организовать систему психолого-педагогического сопровождения и управления процессом работы с одаренными учащимися (диагностика, развитие, просвещение, социальная поддержка, создание банк данных «Одарённые дети МАОУ «СОШ №1», дополнительный вариант оценивания обучающихся в форме «портфолио», включить в систему развития таких детей все возможности школы: уроки, внеурочные мероприятия, семью, систему дополнительного образования школы и города;);
  3. Организовать систему специальной подготовки педагогических кадров;
  4. Создать рабочую группу по реализации данной целевой программы школы;
  5. Организовать разработку и внедрение индивидуальных программ и проектов педагогов школы по развитию креативности детей совместно с ВУЗами;
  6. Стимулировать работу педагогов по разработке авторских педагогических технологий работы.

Слайд 4

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, выдающимися достижениями.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Слайд 5

Виды одаренности, развитие которых становится задачей педагогического коллектива нашей школы:

  1. в практической деятельности – одаренность в ремеслах, спортивная и организационная.
  2. в художественно-эстетической деятельности – хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность;
  3. в коммуникативной деятельности – лидерская одаренность;
  4. в духовно-ценностной деятельности – одаренность, которая проявляется.

Слайд 6

Принципы обучения одаренных детей.

  • Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Цели и методы обучения должны способствовать познавательному развитию и воспитанию личностных качеств;
  • Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Цели, содержание и процесс обучения должны учитывать индивидуальные особенности учащихся.
  • Принцип учета возрастных возможностей. Соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах.
  • Принцип взаимодействия ОУ с семьей. Результаты реализации программы будут иметь положительную динамику, когда школа и семья будут работать в тесном контакте;
  • Принцип сотрудничества, специальную подготовку педагогов к работе с одаренными детьми через краткосрочные курсы повышение квалификации педагогов, самообразование, методическую работу.

Слайд 7

Основные подходы к разработке содержания учебных программ для одаренных детей:

  1. Ускорение – Реализация данного подхода осуществляется в школе на базе летнего пришкольного лагеря, творческие мастерских по предметам, развивающие курсы,
  2. Углубление – Предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания.
  3. Обогащение качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем.
  4. Проблематизация – состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций.

Слайд 8

Направления работы с одаренными детьми:

1.Координационное направление:

  • Изучение и формирование нормативно-правовой базы по работе с одаренными детьми;
  • Формирование группы учащихся с предпосылками различных видов одаренности;
  • Организация взаимодействия всех участников образовательного процесса (ученик-учитель-родители) по поддержке одаренных детей;
  • Создание условий в ОУ эффективной работы с одаренными детьми.

2. Диагностическое направление:

  • Формирование банка педагогических и психологических методик для выявления одаренных детей;
  • Проведение психолого-педагогической и социальной диагностики детей, имеющих предпосылки различных видов одаренности.

3. Развивающее направление:

  • Создание банка методик, методов и технологий для работы с одаренными детьми;
  • Реализация существующей системы внеурочной деятельности, как условие развития творческих способностей учащихся;
  • Организация психолого-педагогического сопровождения в ОУ для одаренных детей.

4. Кадровое направление:

Создание творческой группы педагогов – экспериментаторов, готовых работать с одаренными детьми по различным предметным направлениям.

Слайд 9

Приоритетные направления работы с детьми на разных возрастных этапах:

(1-4 классы)

Цель: выявление одаренных детей; формирование у школьников познавательного интереса к различным областям знаний.

(5-7 классы)

Цель: выявление одаренных детей; развитие навыков научной деятельности.

(8-9 классы)

Цель: совершенствование навыков научной деятельности;

(9-10-11 классы)

Цель: осмысливание научно-исследовательской деятельности; разработка как общешкольных тем, так и индивидуальных исследований ребят.

Слайд 10-11

Ожидаемый результат:

Для педагогов:

  • создание авторских педагогических технологий;
  • повышение профессиональной компетентности;
  • налаживание сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями города и высшими учебными заведениями;

Для учащихся:

  1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей;
  2. Повышение уровня индивидуальных достижений;
  3. Адаптация детей к социуму.

Повышения уровня владения детьми метапредметными и социальными компетенциями.

Слайд 12