Развитие творческого воображения дошкольников в процессе речевого общения

Незаметдинова Зимфира Закиевна

Воспитатель, МБОУ ООШ, с. Новояушево, Республика Башкортостан

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Незаметдинова З.З. Развитие творческого воображения дошкольников в процессе речевого общения // Совушка. 2021. N1 (23). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/23/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 848018


 

Большое значение в современном, быстро меняющемся мире, предается развитию детей дошкольного возраста. В соответствии с «Федеральными государственными образовательными стандартами», основными показателями, характеризующими выпускника дошкольного образовательного учреждения являются помимо физического развития – любознательность, активность, эмоциональное восприятие мира.

Проработав много лет в детском саду, я пришла к пониманию необходимости развития творческих способностей детей, т.к. в процессе творчества ребенок раскрывается, реализует свои потребности в общении, выражении эмоций, самореализации.

Практика показала, что в число неуспевающих в школе чаще всего попадают интеллектуально пассивные дети, с неразвитой творческой активностью, поэтому важнейшая задача педагогов дошкольных учреждений, по моему мнению, – способствовать развитию любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию творческого воображения.

Стремление к творчеству, в целом, характерно для современного образования. Однако значительных успехов в этой области пока не достигнуто. Специалисты отмечают снижение уровня креативности, потребности в творчестве, подготовленности к нему. Преобладает тривиальное мышление, стандартизация в мыслях и чувствах, как у детей, так и у взрослых. Учебно-воспитательная практика говорит не в пользу развития творчески мыслящей личности.

Значение развития творческих способностей представляется актуальным потому, что в процессе творческой деятельности дошкольники начинают стремиться к самообразованию, воспитывают в себе любовь к серьезному, вдумчивому труду. Развитые творческие способности занимают центральное место в формировании волевой, целенаправленной, всесторонне развитой личности, в характере которой объединены творческое воображение и воля, мысль и действие.

Поэтому тема «Развитие творческого воображения дошкольников в процессе речевого общения» является для меня актуальной и значимой, т.к. от деятельности педагога требуется не только дать знания, но, главное, научить дошкольников творчески распоряжаться ими.

В процессе работы над развитием творческого воображения детей, я увидела, как активно дети реализуют свои способности. Каждая новая игра способствовала проявлению, а впоследствии и закреплению новых поведенческих характеристик у моих воспитанников. Так, в игре «Дракон» дети учились регулировать свое поведение в коллективе, игра «Поварята» способствовала расширению словарного запаса, совершенствованию коммуникативных навыков. Упражнение «Изобрази явление», игра «Хоровод из сказки» способствовали развитию у ребят эмоционально-выразительных движений, раскованности, групповой сплоченности. Развитие мышления, речи, воображения, слухового внимания, самоконтроля происходили в играх и упражнениях: «Последовательные картинки», «Да и Нет не говорим», «Веселые буквы», «Картинки-загадки», «Путешествие в волшебный лес», «Два медведя» и других.

Эффективность предложенного комплекса доказала практика и результаты мониторинга. Мои дети стали более активными, любознательными, эмоционально восприимчивыми.

Комплекс может быть использован воспитателями дошкольных учреждений во время внеучебной деятельности, а также во время занятий по развитию речи детей.

 

Комплекс игр, игровых упражнений и дидактического материала по теме «Развитие творческого воображения дошкольников в процессе речевого общения»

Игра «Дракон»

Цель: развитие внимания, воображения, памяти, регулирование поведения в коллективе.

Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник – «голова», последний – «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и прикоснуться к нему. «Тело» Дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

Игра «Поварята»

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, воображения, совершенствование коммуникативных навыков.

Все встают в круг - это кастрюля. Сейчас будем готовить суп. Каждый придумывает, чем он будет (картошка, капуста, морковь и т. п.). Ведущий по очереди называет компоненты, которые он хочет положить в суп. Узнавший себя, выпрыгивает в круг; следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо – просто объедение.

Игра «Съедобное – несъедобное»

Цель: развитие внимания, памяти, воображения.

Педагог бросает мяч детям, называя какой-либо предмет. Дети ловят мяч только в том случае, если называемый предмет съедобный. Поймавший мяч правильно становится водящим.

Упражнение «Порхание бабочки»

Цель: релаксация и развитие воображения.

Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги выпрямлены, слегка раздвинуты. Педагог включает спокойную музыку, обращается к детям: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите красивую бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Теперь представьте, что вы – бабочка. У вас красивые большие крылья. Ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый яркий цветок и постепенно начинайте к нему приближаться. Теперь вы чувствуете аромат этого цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую и пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз ее аромат... и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях...»

Упражнение «Изобрази явление»

Цель: развитие эмоционально-выразительных движений, творческого воображения.

Педагог и дети перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, падают листья, идет дождь, образуются лужи. Воспитатель показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:

• «дует ветер» – дует, вытянув губы;

• «качаются деревья» – покачивает вытянутыми вверх руками;

• «падают листья» – выполняет плавные движения руками сверху вниз;

• «идет дождь» – пальцами правой руки стучат по ладони левой руки, затем наоборот;

• «появляются лужи» – смыкает руки в кольцо перед собой.

Детям предлагается повторить и запомнить показанные движения.

Игра «Хоровод из сказки»

Цель: развитие выразительных движений, раскованности, групповой сплоченности, творческого воображения.

Дети, двигаясь по кругу, подражают ребенку, находящемуся в центре круга, который изображает какого-либо сказочного героя (например, Буратино).

Упражнение «Что мы представляем, когда слушаем музыку»

Цель: релаксация, развитие воображения.

Дети сидят на стульчиках (лежат на ковриках).

Педагог предлагает детям закрыть глаза, послушать музыку, а затем рассказать о своих представлениях и впечатлениях.

 Игра «Последовательные картинки»

Цель: развитие мышления, речи, воображения, совершенствование коммуникативных навыков.

Рассказы в картинках разрезаются на отдельные карточки и перемешиваются.

Дети раскладывают их в определенной последовательности, чтобы получился осмысленный рассказ.

Игра «Да и Нет не говорим»

Цель: развитие внимания, речи, воображения.

Дети сидят на стульчиках. Педагог: «Сейчас я буду задавать вам разные вопросы. Но в ваших ответах не должно быть слов «да» и «нет».

Игра «Картинки-загадки»

Цель: развитие мышления, речи и воображения.

На столе стоит коробка с 12 предметными картинками. Педагог предлагает одному из детей подойти к столу, взять картинку и составить описание предмета, изображенного на ней, в форме загадки. Тот, кто угадает, о каком предмете идет речь, становится водящим.

Игра «Самолеты»

Цель: развитие эмоционально-выразительных движений, воображения, совершенствование коммуникативных навыков.

Дети сидят на корточках, изображая самолеты на аэродроме.

Педагог: «Самолеты загудели, загудели, загудели, поднялись и полетели».

Дети гудят вначале тихо, потом все громче, поднимаются и начинают бегать, разведя руки в стороны.

Педагог: «Полетели, полетели, сели». Дети садятся на корточки, ждут команды психолога. Так делается несколько раз. В конце игры «самолеты прилетают на аэродром». Дети ложатся на ковер и отдыхают.

Упражнение «На берегу моря»

Цель: релаксация, развитие воображения.

Педагог включает кассету, на которой записан шум моря. Дети лежат на ковре и слушают музыку. Педагог предлагает детям рассказать о том, что они «видят» в своем воображении.

Упражнение «Путешествие в волшебный лес»

Цель: релаксация и развитие воображения.

Педагог включает спокойную, расслабляющую музыку и говорит: «Займите удобное положение и закройте глаза. Представьте, что вы сейчас в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на нее. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорох трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день».

Упражнение «Два медведя»

Цель: развитие слухового внимания, самоконтроля, эмоционально-выразительных движений, воображения.

Дети стоят напротив педагога и повторяют за ним движения:

Сидели два медведя

(приседают)

На тоненьком суку:

Один читал газету,

(вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, слегка поворачивают голову вправо и влево)

Другой месил муку

(прижимают кулачки друг к другу, делают вращательные движения)

Раз ку-ку, два ку-ку,

(приседают на ковер)

Оба шлепнулись в муку.

Упражнение «Полет высоко в небе»

Цель: релаксация и развитие воображения.

Педагог включает спокойную, расслабляющую музыку и говорит: «Займите удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите парящую птицу. Это большой орел с гладкими и блестящими крыльями. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он - птица. Представьте, что это вы медленно летите в воздухе. Наслаждайтесь свободой. А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот вы уже на земле. Открывайте глазки. Вы чувствуете себя отдохнувшими, у вас бодрое настроение, которое сохранится на весь день».

Упражнение «Отдых на море»

Цель: релаксация и развитие воображения.

Педагог включает спокойную музыку и говорит: «Займите удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Появляется ощущение свежести и бодрости, оно охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки, ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день».