Детская психология в работе воспитателя

Дробышева Екатерина Владимировна
Лунина Марина Сергеевна

Воспитатель, МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга», г. Губкин, Белгородская область
Воспитатель, МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга», г. Губкин, Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Дробышева Е.В., Лунина М.С. Детская психология в работе воспитателя // Совушка. 2021. N1 (23). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/23/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 845967


 

Аннотация. В статье рассматривается проблема совместной деятельности психолога и воспитателя с дошкольниками. Важность самообразования воспитателя дошкольного учреждения по детской практической психологии.

 

Ключевые слова. Самообразование, детская практическая психология, создание положительного эмоционального фона и отклика ребенка, характеристика деятельности и поведения дошкольника.

 

Преобразования последних лет, которые происходят в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком – принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

У педагога и психолога разные функции, задачи и методы, но предмет их профессиональной деятельности один – ребенок. Для психолога главное обеспечение психического и психологического здоровья. Основу первого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза. Термин же «психологическое здоровье» трактуется более широко и подразумевает духовное развитие человека, проявляющееся в самоактуализации и ориентации на гуманистические ценности [1].

Все то же мы видим и в деятельности воспитателя детского сада. Ведь основная цель каждого дошкольного учреждения – создание оптимальных условий физического, психического и личностного развития своих воспитанников. Воспитательными задачами являются укрепление физического и психического здоровья, забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка, обогащение социальных контактов детей. Основная задача воспитателя дошкольного образования – обеспечение полноценного развития ребенка и его психологического благополучия, психологической защищенности и эмоционального комфорта.

Можно заметить, что в совместной работе педагога-психолога и воспитателя одним из необходимых условий является создание положительного эмоционального фона и отклика ребенка. На основе этого наиболее эффективно происходит работа по развитию, а иногда и коррекции эмоционально-волевой, познавательной и личностной сфер детей.

Таким образом, цель деятельности психолога и педагога в детском саду едина.

Но, с одной стороны, педагог-психолог нуждается в информации воспитателя, результатах его наблюдений и анализа характеристик деятельности и поведения дошкольника. Не обладая этими данными ему трудно соотнести свои психологические факты с реальной жизнедеятельностью ребенка, определиться в приоритетных направлениях работы с ним. С другой стороны, воспитателю необходима информация педагога-психолога о внутренней «картине» наблюдаемых внешних проявлений. Без этой информации воспитателю трудно построить грамотную программу собственных педагогических действий. Ее достижение возможно лишь в ситуации полноценного взаимодействия воспитателя и психолога, построенного по принципу взаимообогащения. Психолог разрабатывает рекомендации педагогу, а педагог формулирует ему запрос исходя из проблем и задач педагогической практики, обогащает информацию, полученную психологом, данными собственных наблюдений. Ведь воспитатель наблюдает ребенка каждодневно в разнообразных ситуациях, что дает ему возможность заметить многие особенности его поведения и своевременно обнаружить зарождающиеся психологические трудности. Этот момент особенно важен в ситуации, когда все больше детей имеют серьезные проблемы в развитии.

Не имея представления о задачах, направлениях и методах деятельности психолога, воспитатель не сможет реализовать его рекомендации в работе с детьми и родителями, вовремя заметить проблему в развитии воспитанников и сформулировать для психолога запрос. Следовательно, самообразование по детской практической психологии поможет педагогу продуктивно сотрудничать с психологом и достигать общей цели – укрепления психологического здоровья ребенка. Самообразование воспитателя является одним из важнейших критериев оценки работы дошкольного учреждения [3].

Когда в обществе осознана необходимость оказания психологической помощи детям, далеко не в каждом дошкольном учреждении работает психолог. В такой ситуации воспитатель вынужден выполнять ряд его функций, в частности, консультировать родителей по психолого-педагогическим вопросам, выявлять отклонения в развитии детей. Здесь самообразование по детской практической психологии позволит педагогу четко разграничивать функции свои и психолога, чтобы не переходить границы собственной компетентности. Самообразование или прохождение курсов по детской практической психологии поможет воспитателю детского сада адекватно организовать свою педагогическую деятельность, повысить собственную психологическую компетентность на уровне реального применения знаний по детской возрастной и педагогической психологии.

По роду своей педагогической деятельности воспитатель нередко выступает как практический психолог. Ведь он взаимодействует с детьми постоянно и нередко от него требуется быстрое решение психологической проблемы, например, оценить состояние ребенка, понять причину его поведения.

Изучая же условия воспитания с точки зрения их развивающего или «тормозящего» влияния на психику ребенка, педагог постоянно учится осмысливать свой опыт, рационально организовывать предметно-пространственную развивающую среду, намечать перспективу развития воспитанников, оценивать новые программы, методики и правильно их использовать [4].

Самообразование по детской практической психологи формирует у педагога гуманистическое мировоззрение, гуманистические установки в отношении дошкольников. Воспитатели смогут точно осознавать, как влияют возможные ошибки воспитания на психическое развитие, какие проблемы они могу спровоцировать. В процессе получения знаний не только о том, как возникают проблемы, но и том, как они разрешаются, корректируются, у воспитателей складывается важнейшее личностное качество – педагогический оптимизм. Педагог сможет с легкостью понимать своеобразие психики своих воспитанников и постигать самобытность дошкольного детства. Важность такого подхода емко выразил К.Д. Ушинский: «Не нужно забывать, что дитя не только готовится к жизни, но уже живет; а это очень часто забывается как родителями, так и воспитателями, и школой, и эта забытая, непризнанная жизнь ребенка напоминает всеми теми прискорбными извращениями в характерах и наклонностях, о которых воспитатель и не знает, откуда они взялись, так как он сеял, кажется, одно хорошее; но эти слабые семена заглохли, подавляемые роскошным ростом других растений, которые сеяла жизнь и жадно воспринимала душа дитяти, подобная сильной и богатой почве, которая, если ей не дадут возможности производить пшеницу, будет производить бурьян, – но непременно будет производить» [2].

Итак, самообразование по детской практической психологии обеспечивает, с одной стороны, полноценную реализацию педагогом своих функций, а с другой стороны, его социально-профессиональную адаптацию к дошкольному учреждению.

 

Литература:

 

  1. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. М.: Гардарики, 2002. 432 с.
  2. Микляева Н.В., Микляев Ю.В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания: учеб. пособие для студ. учрежд. высш. проф. образования. М.: Академия, 2013. 208 с.
  3. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. М.: Академия, 2003. 448 с.