Повышение качества образования по предмету «Технология» через продуктивное применение современных образовательных технологий

Кудаев Дмитрий Владимирович

Учитель технологии, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №19", г. Кемерово

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кудаев Д.В. Повышение качества образования по предмету «Технология» через продуктивное применение современных образовательных технологий // Совушка. 2021. N1 (23). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/23/ (дата обращения: 24.04.2024).

Заказ № 842021


 

Технологическая подготовка учащихся 5-8 классов в нашей школе принципиально отличается от традиционного трудового обучения и состоит в том, что от учащихся требуется на примере доступных для изучения базовых технологий преобразования материалов, энергии, информации овладеть организацией практической деятельности во всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда).

В школе имеются значительные сложности в учебно-методическом и материальном обеспечении процесса обучения технологии.

Тем не менее, повышение качества образования – одна из основных задач школы, современный образовательный процесс немыслим без новых, эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвитию и самообразования. Этим требованиям в полно мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе изучения учебного предмета «Технология».

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков и умений, способность конструировать свои знания.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную и групповую, предполагает решение какой-то проблемы предусматривающей с одной стороны использование разнообразных методов (беседы, демонстрации, лекции, инструктаж, консультации), форм обучения (групповая, парная, индивидуальная), а с другой стороны интегрирование знаний, умений из различных областей изучаемого предмета «Технология», отраслей науки, техники, творческих областей.

Выполненные проекты «осязаемыми», т.е. заканчиваются конкретными результатами, готовыми к внедрению или использованию. Реализуется компетентностный подход (способность самостоятельно действовать в соответствии с определенными требованиями и ожиданиями.) в решении поставленных задач и проблем, умение выбирать из множества вариантов единственный рациональный. Это развивает и активизирует познавательную деятельность учащихся. Одним из приемов активизации познавательной деятельности учащихся является формирование у них положительной мотивации обучения. Главными мотивами являются: интерес к предмету, к конкретному результату труда, желание изготовить проект своими руками, его полезность и необходимость применения. В данном случае обучающиеся ищут необходимую им информацию в сети интернет, в справочниках, учебниках и другой дополнительной литературе.

В процессе работы над проектом между мной и учениками преобладает демократический стиль общения – технология сотрудничества. Этот метод позволяет мне успешно реализовывать такие компетенции учащихся как: коммуникативность, самообучение, саморазвитие, умение самостоятельно решать проблемы. Я стараюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач.

Проект направлен на самореализацию личности в деятельности. При выполнении проекта учитываю индивидуальность и умения, знания и навыки обучающегося, его творческий потенциал. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе лучше осваивают профессии и выполняют свою функции. В ходе проектирования я являюсь консультантом, даю рекомендации по подготовке, сбору информации, вовремя направляю в нужное русло, обсуждаю с учащимися этапы работы.

Выступая в роли консультанта, в 5 классе я рекомендую для разработки модели простых объектов труда, такие как: кулинарные лопатки, разделочные доски, подставки под горячее и так далее. В 6 классе игрушки, развивающие ловкость и координацию движений, спичечницы, полки и подставки для цветов, книг и т.д. В 7-8 классах объектами труда могут быть лопаты для уборки снега, скворечники и другие полезные изделия. Но выбор всегда остается за учеником.

Для поиска информации по темам учебного плана использую российские социальные сети, где есть такие тематические группы, в которые учащиеся самостоятельно могут найти нужную информацию по предмету, полезные ссылки, словари, пособия, скачать отсканированные учебники, видеокурсы и учебные программы. Визуализация учебной информации позволяет учащимся воспринимать ее наглядно, повышает запоминаемость.

Основные цели использования мною и моими учениками социальных сервисов:

  • взаимодействие и совместная учебная, проектная, исследовательская деятельность;
  • размещение в «облаках» документов;
  • поиск, скачивание, покупка актуальной учебной или профессионально значимой информации;
  • поиск ответов на вопросы;
  • организация дистанционного обучения в дополнение к традиционным формам и методам обучения;
  • обучение онлайн на открытых или платных курсах, использование онлайн электронных образовательных ресурсов, работа с дистанционным репетитором;
  • участие в различных мероприятиях в сети (проектах, конкурсах, конференциях, форумах и т.д.);
  • использование сайтов вопросов-ответов и пр.