Пусть будет как дома…

Хижняк Карина Николаевна
Казакова Екатерина Анатольевна
Кузнецова Наталья Ивановна

Воспитатель, МАДОУ Детский сад №34 "Теремок", г. Балаково, Саратовская область
Воспитатель, МАДОУ Детский сад №34 "Теремок", г. Балаково, Саратовская область
Воспитатель, МАДОУ Детский сад №34 "Теремок", г. Балаково, Саратовская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Хижняк К.Н., Казакова Е.А., Кузнецова Н.И. Пусть будет как дома… // Совушка. 2021. N1 (23). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/23/ (дата обращения: 25.04.2024).

Заказ № 835432


 

Мы любим свою работу, свой детский сад. Однако можем ли мы сказать, что оправдали желания детей, надежды родителей, кто ежедневно доверяет нам своих малышей, чтобы они чувствовали себя в саду спокойно и уютно, как дома, чтобы не уставали, узнавали новое, интересное? Ведь не секрет: порой мы чувствуем себя более ответственными перед проверяющим инспектором, нежели перед родителями.

Первая и главная задача воспитателя – обеспечить психологический комфорт каждому ребенку. Так мы думали, когда пришла на работу в детский сад, и продолжаем отстаивать это мнение. Все, что мешает этой задаче, отходит на второй план. А на деле? Есть ли у наших детей ощущение душевного покоя и свободы? Защищенности и уважения? Нет! Доказательство тому хотя бы весь этот год. Весь год непрерывные планы, отчеты и проверки. Весь год нас преследует жесткий режим дня. Именно непомерная регламентированность приводит к тому, что мы либо оказываемся в числе недобросовестных педагогов, кто постоянно выбивается из режима, либо вынуждены постоянно торопить и подгонять своих воспитанников: «Быстрее, быстрее ешьте!», «Отвечайте быстрее!», «Одевайтесь быстрее!», «Быстрее засыпайте!», «Быстрее просыпайтесь!» В режиме дня практически не остается времени на игры, так как день расписан по минутам, почти как у директора крупного завода. Проведение двух занятий, а то и трех в подготовительной к школе группе требует от воспитателя огромного нервного напряжения. Уже с самого утра начинаешь дергаться, как бы успеть выполнить все многочисленные пункты плана. Дергаешься сам и неизбежно передаешь свое состояние детям.

Кто-то может возразить: «Одни эмоции!» Для наглядности – пример. Пятнадцать часов. В группу входит старший воспитатель и спрашивает: «Почему не будите детей? По режиму положено вставать». Вставать... А может, для здоровья прибавим еще 15 минут? Тогда мои ребята проснутся спокойные, проснутся сами. У меня просто не поднимается рука будить их, а надо: режим дня торопит нас на занятие.

Призадумаемся: сколько раз мы лишали наших детей и без того не очень крепких по здоровью, особенно городских этих пятнадцати минут сна во имя занятий? Разве они научатся, скажем, необыкновенно лепить или рисовать за это время? Нет, к сожалению, совсем нет. Так ради чего мы лишаем их отдыха? Конечно, режим дня следует выполнять. Но должны ли мы, взрослые, разумные люди, доводить решение этой задачи до абсурда? В ущерб детям? «Служение Муз не терпит суеты ...». Воспитание детей это тоже искусство. Товарищи по работе, инспектора и методисты, старшие воспитатели! Не заставляйте нас, пожалуйста, суетиться! Мы хотим, просим покоя не для себя, а для детей!

Все больше внимания, времени мы уделяем обучению детей. Идеальный день в группе: каждая минута решает задачи обучения и воспитания, претворяет то или иное заранее запланированное педагогическое мероприятие. Именно ради него мы лишаем детей покоя и игр. Именно ради него зажимаем их в жесткие тиски дисциплины. Именно ради него торопимся есть и спать. Маленький раб педагогического процесса уже не принадлежит себе ни минуты. Но он не принадлежит и мне, его воспитателю, потому что и я сама принадлежу педагогическому процессу. Индивидуальная работа с детьми. Индивидуальное общение. Простое, педагогически не загруженное общение маленького человека со взрослым. На это практически не остается времени.

Как богаты наши планы! И как мало места мы оставляем на проявление инициативы, воли самих детей, как уверенно подчиняем их жизнь собственным педагогическим задачам. Однако имеем ли мы на это право? Быть может, вопрос кажется крамольным? Ведь мы стараемся для блага детей, подготавливаем их к взрослой жизни – по крайней мере, к обучению в школе. Для нас ребенок это тот, кто готовится к жизни. Но ведь его жизнь уже началась. И хорошо ли превращать эту настоящую жизнь только в подготовку к будущему?

Мы не умеем да, да! не умеем уважать в ребенке человека. Не умеем считаться с его планами, желаниями, симпатиями. И что примечательно: даже не замечаем этого за собой. Почему ребенок должен прекращать свою игру на самом интересном месте и по моему требованию переключаться на занятие? Почему он должен доесть опять-таки по моему требованию невкусную, нелюбимую или просто лишнюю для него в данный момент котлету? И если он в чем-то не соглашается, имею ли я право кричать на него, маленького, беззащитного. Да, он беззащитен, сейчас мне не отвечает. Но ведь он скоро вырастет?

Теперь об уважении к личности воспитателя. Воспитатель – тот мастер, который непосредственно работает с детьми. Методист – это подсобная голова н руки воспитателя. Методист для воспитателя, а не воспитатель для методиста. В педагогической иерархи, воспитатель как бы самый неграмотный И все его учат. С воспитателя подчас требуют больше, чем в силах сделать человек за сутки. О его работе судят по оформлению группы, так называемых зон, родительских уголков, документации, а не по умению общаться с детьми. Кстати, об оформлении интерьера. Порой то, что нравится нам, взрослым, вызывает в нас эстетический восторг, не всегда удобно детям. Мои воспитанники обожают рядиться в пилотки своих дедушек, нанизывать на себя бабушкины бусы. Но эти предметы мы считаем недостаточно эстетичными. И тратим много сил и времени, чтобы сшить новые пилотки, которые пользуются у ребят гораздо меньшей любовью.

Не делаем ли мы детский сад местом, приятным для взрослого, забывая: живут-то в нем дети? Каким я хочу увидеть наш детский сад? Теплым и уютным, как дом. А воспитателей добрыми и ласковыми. Хочется, чтобы детский сад не был учреждением, а был бы детским садом! Я бы упразднила наши зоны, поставила бы в группе большой мягкий диван так, чтобы мы, уютно устроившись, могли почитать любимую книгу, или нарисовать что либо, или вылепить. Короче: хотелось бы, чтобы все было так, как в большой доброй семье. А что вы, уважаемые коллеги, думаете об этом?