Квест-игра по информатике в 4 классе «В мире кодов и информации»

Цепа Анжела Николаевна

Учитель начальных классов, МОУ "Школа 103", г. Донецк

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Цепа А.Н. Квест-игра по информатике в 4 классе «В мире кодов и информации» // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 18.04.2024).

Заказ № 792852


 

Аннотация

Квест – это командная интерактивная игра, состоящая из разнообразных элементов. Игра включает в себя движение по маршруту, на котором расположены станции. На каждой станции командам будут предложены задания различного характера – творческие, логические. Детям необходимо будет проявить умения работать с различными источниками информации. Предусматривается как групповая работа учащихся, так и индивидуальная. Задания с использованием компьютера рассчитаны на работу в графическом редакторе Paint. За правильно выполненное задание дети получают бонус – слово. Результат игры – составление из слов фразы «Безопасный Интернет Вас спасет от разных бед».

Задания квеста направлены на развитие интереса к предмету «Информатика», повторение изученного материала.

Мероприятие можно проводить в рамках Декады информатики, а также при изучении темы «Безопасность в сети Интернет». Внеклассное мероприятие проводится в интерактивной форме, которая способна увлечь детей, погрузить их в мир приключений, дать возможность продемонстрировать смекалку, талант и получить удовольствие от участия.

 

Цель мероприятия: развитие интереса обучающихся к информатике через интерактивную форму внеурочной деятельности – квест-игру, повторение и контроль всех знаний, полученных на уроках информатики.

Задачи:

       образовательные:

  • расширение и закрепление знаний изученных тем по предмету «Информатика»;
  • совершенствование умений применять полученные знания на практике;
  • внедрение интерактивной технологии – квест в образовательный процесс;

       развивающие:

  • развитие логического мышления, умения быстро принимать решения и аргументировать свой выбор;
  • развитие навыков работы в команде;
  • развитие коммуникативной компетенции обучающихся;
  • развитие интереса к предмету, смекалки, творческих решений.

       воспитательные:

  • формирование интереса к решению нестандартных задач и умения применять полученные знания на практике;
  • воспитание активной, инициативной личности;
  • воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнера, формирование навыков делового взаимодействия и принятия групповых решений.

Форма проведения: квест-игра.

Время: 30-40 минут

Материалы: маршрутный лист, ключевая фраза «Безопасный Интернет Вас спасет от разных бед», ребусы, сообщение-шифровка и кодовая таблица, карточки с закодированными пословицами, компьютер, программа Paint.

Общая идея: собрать ключевую фразу. На каждом этапе находятся модераторы (старшеклассники), которые следят за правильностью выполнения заданий и выдают участникам фрагмент ключевой фразы. После того, как будут собраны все фрагменты, команда собирает всё высказывание, возвращается туда, откуда начался квест и показывают результат учителю.

Ключевая фраза: «Безопасный Интернет Вас спасет от разных бед» (фраза разбивается на 7 частей и каждая часть выдается участникам за выполнение задания)

Ход мероприятия

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас на нашей квест-игре «В мире кодов и информации».

Тем, кто учит информатику,

Тем, кто учит информатике,

Тем, кто любит информатику,

Тем, кто еще не знает, что может любить информатику,

Посвящается наша квест-игра.

Сегодня вас ждет увлекательное приключение. Вы попытаетесь составить слоган об Интернете. А для этого мы с вами отправимся в удивительный мир информатики, мир алгоритмов, кодов и программ. Девиз нашей игры:

Алгоритм, код, приключения

К ИНФОРМАТИКЕ ВЛЕЧЕНИЕ

Звучит музыка, выходят два вируса Червь и Троян

Червь: Как приятно, что сегодня столько зла мы совершим, и компьютерную память в полный хаос превратим.

Троян: Все смешаем!

Червь: Все нарушим!

Троян: Все испортим!

Червь: Все разрушим!

Троян: Там, где были игры, будут только дыры!

Червь: Там, где были сказки, мы поставим кляксы!

Троян: И возникнет чепуха!

Вирусы вместе. Ха-ха-ха!

Троян: СВЕРШИЛОСЬ! Наконец настал этот день! Ха,ха,ха,ха! Вся информация на компьютерах и Интернет в вашей школе будут уничтожены!! Ха,ха,ха,ха!!!

Червь: Но мы, естественно, с удовольствием посмотрим на ваши попытки спастись!!! Посмотрим, вы выполните все задания, которые мы закодировали!

Ведущий. Ребята, нам нужно срочно спасать наши школьные компьютеры. В игре будут участвовать две команды. Все наши задания вирусы усложнили и закодировали. Я надеюсь, что вы хорошо знаете изученный материал. Поэтому все препятствия, которые ждут вас на пути к цели, не будут для вас сложными. (Командам выдается маршрутный лист).

СТАНЦИЯ «Веселый ребус», Место нахождения – библиотека.

Учитель: Я думаю, ребята, что вы все хорошо знаете устройство компьютера? Давайте это проверим.

Задание: Отгадайте ребусы.

Приложение №1

 

Отгадав все ребусы, команда получает слово – ИНТЕРНЕТ

 

СТАНЦИЯ «Пазл», Место нахождения – кабинет №5

Задание: Соберите пазл и дайте определение данному понятию. Приложение №2


Выполнив это задание, команда получает слово – БЕД

 

СТАНЦИЯ «Шифровка», Место нахождения – кабинет №27

Задание: Несколько дней назад некоторые из землян получили загадочное электронное послание. Известно, что оставлено оно было жителями черно-белой планеты, которые хотят подружиться с землянами. Используя кодовую таблицу, помогите расшифровать это сообщение.

Приложение №3

Кодовая таблица:

 Сообщение:

Ответ: ЖЕЛАЕМ ВАМ УДАЧИ

За выполненное задание команда получает слова – ОТ

 

СТАНЦИЯ «Антивирус», Место нахождения – кабинет №18

Ребята, я думаю, что вы хорошо знаете пословицы и можете их узнать, если они закодированы на языке «информатики»

Приложение №4

Задание:

1. Проводник до файла доведет

(Язык до Киева доведет)

2. Информатике учиться всегда пригодится.

(Грамоте учиться всегда пригодится.)

3. Что из Корзины удалено, то пропало.

(Что с возу упало, то пропало.)

4. По ноутбуку встречают, по уму провожают.

(По одёжке встречают, по уму провожают.)

5. Бит байт бережёт.

(Копейка рубль бережёт.)

 

За выполненное задание команда получает слово – СПАСЕТ

 

Станция «Робот», Место нахождения – кабинет №2

Чтобы прочесть правило безопасного поведения в сети Интернет, используйте таблицу со словами. Двигайтесь по ней по указанному алгоритму из выделенной ячейки.

Приложение №5 

 

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________

За выполненное задание команда получает слово – ВАС

 

СТАНЦИЯ «Алгоритмика», Место нахождения – спортивный зал

Задание: Установите правильную последовательность действий в алгоритме

Приложение 6

  1. Вынуть флешку из разъема
  2. Проверить содержимое флешки на вирусы
  3. Вставить флешку в компьютер
  4. Остановить работу флешки
  5. Скачать нужный файл

Ответ: 3-2-5-4-1

За выполненное задание команда получает слово – БЕЗОПАСНЫЙ

 

СТАНЦИЯ «Художник», Место нахождения – кабинет №17

Из команды выбирается один участник, который будет работать за компьютером. В графическом редакторе Paint, нужно дорисовать недостающие основные устройства компьютера и подписать все составляющие.

Приложение №7

– А для всех остальных детей творческое задание. Прошу выйти одного участника и получить карточку с заданием. Необходимо изобразить следующие ситуации:

  1. Изобразить ребенка, играющего в компьютерную игру;
  2. Изобразить ситуацию «Компьютер завис»;
  3. Изобразить папу, который первый раз сел за компьютер;
  4. Изобразить мышку на коврике.

Показать нужно так ситуации, чтобы ребята догадались, о чем идет речь.

За выполненные задания команда получает слово – РАЗНЫХ

 

Подведение итогов

Команда победителей первой составила фразу:

«Безопасный Интернет

Вас спасет от разных бед»

Ведущий: Ребята, давайте хором громко произнесем эту фразу и компьютерные вирусы исчезнут.

Дети произносят, вирусы под музыку уходят.

– Давайте повторим правила безопасного пользования Интернетом.

А чтобы вы их не забывали, вручаю всем памятки.

Ведущий: Всем участникам квеста памятные грамоты.

Спасибо вам, ребята, за отличную игру!

 

Литература:

  1. Иванова Н.В., Киселева Е.А., Самцова А.Д. Развивающий потенциал квест-технологии для учащихся начальной школы // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 5.
  2. Софронова Н.В., Бельчусов А.А., Бакшаева Н.В. Игра-конкурс по информатике для 2-11 классов: задания, решения, информация. Чебоксары: Наумова, 2007.
  3. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99».
  4. Леонтьева С.С. Квесты для младших школьников: методическая разработка. СПб., 2017. 44 с.
  5. Как сделать квест для детей: подробное руководство для родителей. URL: https://chips-journal.ru/reviews/kak-sdelat-kvest-dla-detej-podrobnoe-rukovodstvo-dla-roditelej
  6. Задания для детского квеста: 16 вариантов. URL:https://odetprazdnike.ru/zadaniya-dlya-kvesta-dlya-detej.html
  7. Ребусы по информатике. URL: http://vremyazabav.ru/zanimatelno/rebusi/rebusi-slova/83-rebusi-po-informatike.html
  8. Памятка для детей и подростков «Правила безопасности школьников в интернете» URL: http://lybohna.narod.ru/bezop_int/files/pamyatka.pdf
  9. 9 сайтов, которые помогут самым младшим изучить окружающий мир и историю. URL:https://sites.google.com/site/bezopasnostvovsem/home/kak-sdelat-progulki-rebenka-