Применение многофункционального пособия «Песочный стол» как средства всестороннего развития личности ребенка дошкольного возраста

Багирова Сабина Эльшад кызы

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад №29 "Умка", г. Георгиевск, Ставропольский край

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Багирова С.Э. Применение многофункционального пособия  «Песочный стол» как средства всестороннего развития личности ребенка дошкольного возраста // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 793028


 

Детство ребенка наполнено удивительным миром открытий. Исследуя и играя с различными материалами, маленький человек приобретает жизненный опыт. Ведь именно игра является ведущим видом деятельности дошкольника, а песочная игра – это незабываемое ощущение детства, мы с вами все прошли через это. Игра с песком для ребенка – это возможность исследовать и экспериментировать, строить свой личный мир. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, дают возможность успешно выполнить задание, к тому же это удобный способ подачи материала.

В своей работе с детьми я использую многофункциональное пособие «Песочный стол». Данное пособие представляет собой деревянный ящик размером 50 / 70 см. Высота борта в 10 см даёт возможность работы с песком, не ощущая глубокой ямы. Сбор ящика не предполагает использование гвоздей, потому, что это может травмировать детей. Рекомендую изготовить второе дно для ящика. Дно ящика можно выкрасить в голубой, лазоревый, небесный цвет – это будет обозначать воду море; голубые борта – воздух и небо. Второе дно покрасить основными цветами для решения сенсорных задач. На дно насыпается мелкий песок слоем 5-7 см. Обязательный компонент в песочнице – фигурки или их изображения. Необходимо, чтобы были фигурки детей, мамы, папы, бабушки и дедушки. Должны быть представлены профессии, персонажи из сказок, легенд, былин. Животные нужно показать во всем их многообразии: дикие, домашние, птицы, рыбы и насекомые. Присутствие монстров обязательно, они указывают на детские страхи. Обязательно наличие символов социализации. В эту группу входят дома, постройки, различные виды транспорта (машины, самолеты, лодки), фигурки и блоки из конструктора Лего, куклы Барби, мелкие игрушки из киндер-сюрприза. Следующую группу составляют фигурки деревьев, кустарников и цветов. Предметы из этой группы мы с детьми делали вместе. Обязательно наличие символических предметов – бус, пуговиц, ракушек, маленьких пустых флакончиков от чего-либо. Для того чтобы начать играть с ребенком в песке, необходимо учесть: согласие и желание ребенка, ваш творческий подход и твердая уверенность в том, что песок ребенку не противопоказан по медицинским показаниям.

Первым этапом работы в песочнице будет определение правил поведения. Особая ценность этого метода заключается в том, что функции воспитателя, переходят к иным персонажам. Кто же может быть этим персонажем? Это Королева и Король, Принцесса песчинка, Хозяйка песочницы, Песочная фея и т.д. Можно использовать жителей пустыни, например, Король верблюдов или Золотой или Песочный верблюд. На ритуал входа отводится от 3 до 5 мин. Данный персонаж приглашает детей в свою страну и вместе с этим объясняет правила поведения с песком:

  • песок не разбрасывать;
  • не сыпать;
  • не есть;
  • не разрушать постройки других детей;
  • не заливать песочницу водой;
  • не уносить игрушки домой.

Присутствие сказочного контролера сдерживает детей от их порывов, даже самых активных. В этой ситуации можно закрыть «страну». В связи с этим можно использовать темный платок и накрыть «волшебную страну». Этого достаточно, чтобы дети поняли, что правила нарушать нельзя.

Например:

Название

Внешний вид

Обращение

Король пустыни (верблюд).

Украшенный короной, предпочтительно из полудрагоценного камня или минерала, фигурка верблюда размером примерно 8- 10 см.

Я приветствую вас, ребята, и очень рад, что вы пришли в мою песочную, волшебную страну. Здесь вы можете: играть, строить, колдовать, смешивать, творить. Но мою страну – такую прекрасную и хрупкую – надо беречь и охранять. И песок, и воду, и жителей, и самих создателей. Вы знаете, как это надо сделать? (Правила поведения называются детьми).

 

В дальнейшем детям можно предложить самим поучаствовать этом. Это развивает речь, повышает ответственность ребенка в поведении. Перед началом НОД можно завести разговор между хозяином «волшебной страны» и отдельными детьми, это поможет расслабить детей и погрузиться в сказочный сюжет.

Работа с конструкторами и шаблонами подводит ребенка к овладению письмом. В песочнице можно проводить работу по закреплению образа букв через «печатанье» на песке.

Сейчас рисование на песке активно разрабатывается как особое направление изобразительной деятельности. Это способствует развитию мелкой моторики рук ребенка. Помимо всего песочница может служить площадкой для решения математических задач и формирования представления об объемах. Однако, игра рано или поздно заканчивается, и тогда сказочный персонаж, который приглашал детей в песочницу, объявляет об окончании игры и напоминает о том, что «волшебную страну» нужно привести в порядок. Происходит так называемое «прощание» с песком и дети, гладя песок, ладошками прощаются с ним. Сказочный персонаж самостоятельно перечисляет задания в ходе НОД, дает оценку работе детей и обязательно нужно похвалить и поблагодарить детей за проведенную работу в песочнице. Дети, получив заряд положительного настроения, обязательно захотят вернуться в песочницу. Продолжительность выхода составляет 5-6 мин.

Каждый ребенок, получив приятные ощущения, положительные эмоции, будет стремиться вновь, вернуться к песочному столику и повторить свой опыт!

Игры по математике

«Слепи цифру из песка», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру», «Лесная полянка», «Бабочки на лугу», «Шишки на ёлке», «Угадай, что спрятали», «Сделай поровну», «У кого столько же», «Чей дом?», «Величина», «Что бывает широкое», (длинное, высокое, низкое, узкое), «Игра с двумя наборами» (сравниваем предметы по величине путём накладывания одного на другой), «Измерь пальцами», «Геометрические домики», «Найди предмет такой же формы», «Угадай, что спрятано», «Кто быстрее?», «Сложи квадрат», «Палочки Кюизенера», «Логические блоки Дьенеша», «Геометрическое лото», «Подбери по смыслу», «Смотри, играй, запоминай».

 

Литература:

 

  1. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. М.: ООО ТЦ Сфера, 2014. 45 с.
  2. Конаныхина Е.Ю. Волшебство в песочнице. Генезис, 2016. 176 с.