Условия формирования экологической культуры у старших дошкольников

Степанова Екатерина Борисовна
Аввакумова Надежда Николаевна
Чернова Татьяна Александровна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад 165", г. Чебоксары
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад 165", г. Чебоксары
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад 165", г. Чебоксары

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Степанова Е.Б., Аввакумова Н.Н., Чернова Т.А. Условия формирования экологической культуры у старших дошкольников // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 786265


 

Детство, по мнению педагогов и психологов, – это возрастной период, когда активно формируются основы мировоззрения ребенка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Формирование ответственного отношения к природе у детей – сложный и длительный процесс. Поэтому в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано.

Экологическое воспитание дошкольников несет в себе: усвоение знаний об окружающей действительности; усвоение норм и правил поведения в природе; формирование и развитие ответственности за сохранение окружающего мира; развитие эстетических чувств, умения видеть прекрасное.

Экологическая культура – это воспитание эмоционально-эстетической культуры, которая включает в себя: зарождение у детей интереса к природе, растениям, животным и самим себе; развитие простых естественнонаучных знаний о растениях и животных [3].

Актуальность нашего исследования объясняется тем, что бережное отношение к природе, понимание важности ее охраны, развитие экологической культуры и экологического сознания закладывается в дошкольном возрасте. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями стоит важная задача – развитие экологической культуры и экологического сознания подрастающего поколения.

Проблема развития экологической культуры занимает значительное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и исследования не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической работы с детьми. Феномен экологической культуры рассматривался в своих исследованиях Н.Н. Вересовым, Л.И. Греховой, Н.С. Дежниковой, А.П. Сидельковским, И.Т. Суравегиной и другими исследователями. Я.И. Габаев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Б.Г. Йохансен, И.Т. Суравегина и другие работали над разработкой принципов экологического образования. Значительное влияние на изучение проблемы определения содержания и методов экологического образования оказали работы С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Л.Д. Бобылевой, В.И. Вересова, В.И. Ашикова и С.Г. Ашиковой, Т.А. Климовой, Н.А. Таранковой, Ж.Л. Васякиной и др.

Анализируя психолого-педагогическую литературу, можно выявить противоречие между реальной необходимостью формирования экологической культуры у старших дошкольников и недостаточной разработанностью педагогических условий, способствующих успешности этого процесса в дошкольных учреждениях.

Задачей нашего исследования является поиск и выявление условий формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить условия формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является процесс формирования экологической культуры старших дошкольников.

Предметом исследования являются условия формирования экологической культуры старших дошкольников.

В ходе исследования мы сосредоточились на решении следующих задач:

  1. изучить состояние проблемы и уточнить понятие «экологическая культура»;
  2. определить особенности формирования экологической культуры у старших дошкольников;
  3. выявить и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования экологической культуры у старших дошкольников.

Гипотеза исследования: мы считаем, что целенаправленная работа по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста будет более успешной при соблюдении следующих условий:

  • создание предметно-развивающей среды;
  • включение детей дошкольного возраста в экологическую деятельность.

Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по формированию экологической культуры у старших дошкольников; анализ программных и других нормативных документов; изучение и обобщение практического опыта; педагогический эксперимент; наблюдение; методы количественной и качественной обработки данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяются тем, что в ходе исследования собраны и определены условия формирования экологической культуры старших дошкольников.

В рамках образовательного направления «Познавательное развитие» мы знакомим детей с окружающей природой и решаем такие задачи, как:

  • формирование первичных представлений о живой и неживой природе;
  • воспитание гуманного, эмоционально положительного, бережного, заботливого отношения к природе и окружающему миру в целом.

Экологическое воспитание дошкольников согласно стандарту представляет собой непрерывный процесс развития дошкольников, направленный на формирование экологической культуры, которая выражается в наличии: устойчивых знаний о природе и существующих отношениях; бережного отношения к природе; умения воспринимать особенности окружающего мира.

Наряду с термином «экологическое образование» в литературе часто используется термин «экологическая культура». Этот термин используется как синоним первого, а также рассматривается как конечная цель, как показатель уровня экологического сознания.

Исследователь С.Н. Николаева понимает экологическую культуру как формирование у детей сознательного и правильного отношения к объектам природы, составляющим их ближайшее окружение. Сознательно правильное отношение определяется автором как совокупность знаний и активных проявлений ребенка [5].

В авторской концепции С.Н. Николаевой целью экологического воспитания дошкольников является формирование основ экологической культуры, под которой понимается «формирование сознательно правильного отношения к природе во всем ее многообразии; к людям, охраняющим ее и создающим материальные и духовные ценности на основе природы; к самим себе как части природы; осознание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды» [5].

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития основ экологической культуры, формирования ее экологического мировоззрения и сознания, морально-этических норм поведения.

Старший дошкольный возраст является наиболее ценным этапом в процессе формирования основ экологической культуры. В этом возрасте происходит качественный скачок, который во многом определяет процесс формирования экологической культуры ребенка. Этот скачок проявляется в сознательном отношении к окружающему миру. В том, что он начинает отличать себя от окружающей среды, преодолевает дистанцию в своем мировоззрении от «Я – природа» до «Я и природа». Акцент смещается на формирование отношений с самим собой и ближайшим социальным окружением – сверстниками и взрослыми.

В старшем дошкольном возрасте более ярко проявляются элементы экологической культуры ребенка: интерес к природе, к определенным видам деятельности, эмоциональная реакция, более осознанные оценки поведения людей в природе, а также формируется способность к мотивационной оценке поведения в природе.

Для формирования экологической культуры дошкольников используются самые разнообразные формы и методы экологического воспитания. Следует отметить, что комплекс форм и методов будет более эффективным, если он будет использоваться в тесной связи с развивающейся экологической средой, которая в свою очередь является «базой» для их рационального использования.

С целью формирования экологической культуры у старших дошкольников нами был проведен формирующий этап эксперимента.

В ходе данного эксперимента нам удалось реализовать следующее педагогическое условие – включение ребенка в экологическую деятельность, посредством различных форм и методов формирования экологической культуры дошкольников.

Для реализации этого условия мы включили ребенка в природоохранную деятельность и использовали различные формы и методы взаимодействия педагога с детьми.

Наблюдение является основным методом экологического воспитания. Дети смотрят везде: на прогулке, в уголке природы, в игровой деятельности и так далее. В своей работе мы использовали различные виды наблюдений. Так, например, в процессе кратковременных наблюдений, организованных для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различать форму, цвет, размер, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при знакомстве с животными – характер движения, издаваемых звуков и т. д.

Экологические занятия, как одна из основных форм организации детского образования, основывались на зрительно-действенном и зрительно-образном восприятии ребенком окружающего мира. Проводились циклы занятий, направленные на развитие экологических знаний (знаний о животном мире, растительном мире, неживой природе, временах года, погоде и явлениях природы, народных приметах, работе метеостанции) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

В своей работе мы использовали моделирование: создали модель метеостанции, с помощью которой дети постоянно играли с маленькими куклами и Лего-человечками, собирали данные о погоде, меняли одежду кукол в зависимости от погоды.

Также в совместной деятельности педагога и детей была создана модель календаря наблюдений за погодными условиями и природными явлениями. Вместе с детьми мы определили символы, которые также были полезны при заполнении дневника наблюдений, создании электронного календаря природы и публикации газеты прогноза погоды.

Большое значение придавалось экспериментально-исследовательской деятельности детей, проведению опытов и наблюдений. Например: эксперименты с водой, магнитами, воздухом, песком и так далее. В процессе совместной деятельности с детьми уделялось внимание использованию всех органов чувств ребенка, а не только слуха и зрения.

Очень интересными для детей были экологические занятия, квесты и беседы с использованием ИКТ и интерактивных игр. Интерактивная игровая мотивация с первых минут занятия захватила и привлекла детей к работе. Дети с удовольствием участвовали в различных заданиях и решении игровых обучающих ситуаций (IOS).

Дети получают экологические знания не только во время специально организованных занятий, но и во время прогулок, экскурсий, рабочих и игровых мероприятий.

Большое внимание уделялось общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Поэтому мы постоянно организовывали прогулки и экскурсии для детей. Содержание экскурсий заключалось в обследовании ближайшей местности с целью формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях окружающей среды, наличии животных и растений.

В воспитании экологической культуры старших дошкольников большое значение имеет экологическая работа. Трудовая деятельность включает в себя работу в уголке природы, на площадке детского сада (посильные работы, рыхление почвы, полив и прополка растений и т. д.), изготовление кормушек из различных материалов и т.д.

Большое значение придавалось ведущей форме дошкольной деятельности – игре. Развивать положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-преобразования, направленные на возникновение у ребенка сопереживания животным, растениям, предметам неживой природы. В своей работе мы также использовали театральные мероприятия, например: инсценировку сказок на новый лад, музыкальную игру-инсценировку «А у нас сад» и другие.

Мы разработали сюжетно-ролевую игру «Метеостанция», которая привлекла детей и способствовала созданию новой сюжетно-ролевой игры «Прогноз погоды». При проведении игры "метеостанция" мы использовали сюжетную структуру, в результате которой игровая деятельность детей плавно перетекала из одной игры в другую. Самое ценное заключалось в том, что играя в сюжетно-ролевую игру «Метеостанция», дети переносили свои знания о погоде и природных явлениях в другие сюжетно-ролевые игры, сами разрабатывали сюжет и меняли игру в зависимости от меняющихся погодных условий.

В воспитании экологической культуры старших дошкольников большое значение имеет экологическая работа. Трудовая деятельность включает в себя работу в уголке природы, на площадке детского сада (посильные работы, рыхление почвы, полив и прополка растений и т. д.), изготовление кормушек из различных материалов и т. д.

Большое значение придавалось ведущей форме дошкольной деятельности-игре. Развивать положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-преобразования, направленные на возникновение у ребенка сопереживания животным, растениям, предметам неживой природы. В своей работе мы также использовали театральные мероприятия, например: инсценировку сказок на новый лад, музыкальную игру-инсценировку "а у нас сад" и другие.

Таким образом, в формирующем эксперименте мы представили реализацию основных условий формирования экологической культуры старших дошкольников, а именно показали работу по созданию и реализации разнообразной предметно-развивающей среды, а также продемонстрировали включение ребенка в экологическую деятельность через различные формы и методы взаимодействия педагога и детей.

В результате этой работы мы заметили, что дети значительно расширили свои экологические представления, свою способность устанавливать причинно-следственные связи в природе. У них есть стремление соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленные на сохранение ценностей природного мира. Дети стали больше заботиться о природной среде, стали задавать больше вопросов, а в самостоятельной деятельности детей появились игры с экологическим содержанием. Все это позволило сделать вывод о том, что проделанная нами работа дала положительные результаты.

В заключении хотелось бы отметить, что в ходе исследования разработаны экологические конспекты НОД с использованием ИКТ и интерактивных игр; создана картотека экологических игр; выявлены, описаны и применены в работе с детьми различные формы и методы формирования экологической культуры старших дошкольников. Также была создана модель сюжетно-ролевой игры «Метеостанция», включающая описание целей, задач, предварительной работы, предполагаемых ролей и игровых действий, игрового материала и оборудования, вариантов начала игры, управления игрой, вариантов окончания игры, выбранных спутниковых игр и анализа игры.

Результаты эксперимента показали достоверные различия в изменениях показателей уровня сформированности экологической культуры в контрольной и экспериментальной группах, что свидетельствует об эффективности организации предметно-развивающей среды и включения детей в экологическую деятельность посредством различных форм и методов экологического воспитания. Это, в свою очередь, подтверждает нашу гипотезу исследования.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза доказана.

Данная работа не исчерпывает всего объема рассматриваемой темы, ее дальнейшее развитие может быть продолжено в расширении выявленных условий формирования экологической культуры старших дошкольников: создание других экологических зон в группе и на территории детского сада, использование других форм и методов включения детей в экологическую деятельность. А также в выявлении, обосновании и проверке других условий формирования экологической культуры у старших дошкольников: работа с родителями и педагогическим коллективом по формированию экологической культуры дошкольников.

 

Литература:

  1. Виноградова Н.Ф. Экологическое образование: концепции и методические подходы, М.:. 1996.
  2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 362 - 363.
  3. Кадырова Р.М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.), М.: Буки-Веди, 2014. С. 160-162.
  4. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1984. 160 с.
  5. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / под ред. П.Г. Саморуковой. М.: Просвещение, 1991. С. 131 -132.
  6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дет. М.: Просвещение, 2007. 208 с.
  7. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: ГНОМ и Д, 2003. 100 с.
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобразования России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  9. Экологическое воспитание дошкольников: практическое пособие / под ред. Прохоровой Л.Н. М.: АРКТИ, 2003. 72 с.