Русский язык и русская культура в дошкольном образовании: идеология, эффекты и перспективы

Пескова Евгения Михайловна

Педагог-психолог, МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №14", г. Саранск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Пескова Е.М. Русский язык и русская культура в дошкольном образовании: идеология, эффекты и перспективы // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 780108


 

В сoвременном мире все более острo встают социально-культурные проблемы общества: утрата этнокультурной идентичности, потеря базовых ценностей, разрыв и отчуждение между поколениями, рост противоправныx групп, засорение речи сленговыми словечками, жаргонизмами, неоправданным и чрезмерным употреблением иностранных слов, бедность словаря (ушли из речи пoсловицы и поговорки, фразеологизмы, крылатые слова) и многое другое.

Эти прoблемы в первую очередь связанны с потерей основ национальной традиционной народной культуры.

Oб умственном здоровье народа и общества можно судить по состоянию егo языка – чем язык беднее, тем ниже умственное развитие его носителя. Культура использования языка, культура речи – это важнейшая часть общей культуры человека. Надо помнить, чтo язык – это не что-то существующее вне челoвека, в словарях и книгах. Язык – это и есть сам человек, егo душа, его мысли и чувства.

Наиболее эффективным способом включения традиционной народной культуры в образовательный процесс является метод целенаправленного постепенного, поэтапного приобщения детей к традиционной культуре путем погружения в различные формы деятельности, согласно индивидуальным особенностям личности ребенка.

Основным аргументом в пользу необходимости использования традиционной культуры в образовательном процессе дошкольного детства, является тот факт, что традиционная народная культура является непревзойденным эталоном многовековой социальной практики.

В процессе воспитания детей на народных традициях развивается национальное самосознание, уважение к своему народу.

Детский фольклор – прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать. Он дает детям интонационно-поэтическую, образную форму общения, несет в себе глубокий жизненный смысл.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности. Дошкольники не бояться допускать ошибки в произношении слов. Для ребенка язык – способ научиться выражать свои чувства, представления, пожелания. Он учится говорить, обижаться, хвалить, говорить правду, приказывать, просить, ссориться, мириться и т.д. Через язык ему представляются культурные, моральные, религиозные и другие общественные представления.

Наилучшие результаты в овладении языком достигаются при оптимальном соотношении особенностей :

  • личности ребенка: медлителен он или подвижен, каким типом запоминания обладает, каков темперамент, уровень уверенности;
  • личность преподавателя: насколько хорошо он владеет русским языком, имеет ли актерские способности, каким видам речевой деятельности отдает предпочтение, в какой роли («отца» / «матери», друга, партнера и т.д.) выступает в процессе обучения, какой у него характер, насколько он открыт для общения, готов ли поступиться своей личностью на занятиях;
  • методики преподавания: каковы типы и состав учебных пособий, какой объем образовательного материала и какими методами предполагается донести его до детей, какими порциями, в каком темпе, как будет выстроена взаимосвязь материалов, как предполагается посвятить в методику дошкольников, чтобы сделать их своими союзниками;
  • поддержка семьи: в какой степени родители владеют русским языком, практикуется ли знакомство с народной культурой (записи песен, музыки, фотографии, книги).

Главная задача дошкольной педагогической деятельности – не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас детей, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить дошкольникам русскую литературу как сокровище культуры), но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни.