Использование игровых технологий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Плотникова Наталья Юрьевна
Островская Виктория Олеговна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №2", г. Алексеевка, Белгородская область
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №2", г. Алексеевка, Белгородская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Плотникова Н.Ю., Островская В.О. Использование игровых технологий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 20.04.2024).

Заказ № 780337


 

Возрождение современного российского общества и духовных основ жизни народа на сегодняшний день становится всеобщей идеей нашего государства и системы образования. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. Мы по-новому начинаем относиться к истории и культуре русского народа, его традициями и православным ценностям. Растет национальное самосознание, стремление познать и понять самобытность России. В связи с этим, дошкольное образование призвано обеспечить объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс, основанный на духовно-нравственных и социокультурных ценностях и принятых в обществе правил и норм поведения, в интересах человека, семьи, общества. Сегодня необходимо формирование и развитие общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных качеств, ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие , включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других ценных качеств личности.

Следовательно, необходимы специальные условия, методики и технологии работы в ДОУ, обеспечивающие приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей.

Дошкольный возраст – это возраст игры. Дошкольники много и с удовольствием играют и в большей степени воспринимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. Каждый вид игры (дидактическая, строительная, сюжетно-ролевая, подвижная, драматизация и др.) имеет значение для формирования будущей личности. В духовно-нравственном воспитании игра может носить характер подготовки к совершению нравственных поступков, умения принимать собственные решения в соответствующих ситуациях, закрепления положительных качеств. Игра формирует потребность в творчестве, обретении смысла жизни, потребности преодоления препятствий, сочувствии и сострадании, создает новые стимулы для развития. Выполняя игровые действия ребенок поднимается над самим собой, осуществляет такое поведение, которое пока что не доступно в повседневной жизни. С точки зрения духовно-нравственного воспитания – это может быть осуществление поведения образа-эталона. Столкнувшись с правилами, основанными на духовных ценностях, прочувствовав их, у ребёнка возникают потребности в духовно-нравственной сфере.

Игровые технологии помогают реализовать поставленные педагогом цели и задачи духовного и нравственного воспитания дошкольника. Они строятся как целостное образование, охватывающее определённую часть образовательного процесса и объединённое общим содержанием. При этом образовательные задачи включены в содержание игры.

Игровая технология применяется как во время образовательной деятельности, так и в самостоятельной и в свободной деятельности детей, на прогулке, в повседневно-бытовых ситуациях, беседах, во второй половине дня. Деятельность может быть организована незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Для реализации игровой технологии по духовно-нравственному воспитанию в системе, необходимо определить основные условия, в которых будет протекать игровая деятельность: отведённое под игру время, пространство, возможности материального обеспечения игровой деятельности и т.д. Очень важно определить идею игры: какие духовные ценности и нравственные ориентиры дети почерпнут из нее и как это повлияет на интеллектуальное, эмоциональное и моральное развитие ребенка.

Далее определяется вид и содержание игры, разрабатывается сюжет. В качестве основных видов игр можно выделить: предметные, сюжетно-ролевые, подвижные с правилами, результативные, интеллектуальные (дидактические), игры-драматизации. Содержание игр, в контексте духовно-нравственного воспитания на основе ценностей православной культуры, могут: отражать и раскрывать евангельские образы и притчи; моделировать правильные нравственные взаимоотношения; прояснять основные заповеди; показывать поведение образца для подражания. Игры проводятся с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей. Проведение игры на занятиях характеризуется кратким объяснением правил, распределением ролей и игровых предметов. Весьма важным представляется включённость ведущего в игровой процесс. Конец игры обязательно должен содержать подведение итогов с выработкой духовно-нравственного принципа или правила, заключенного в содержании игры. Максимальный эффект от игры достигается тогда, когда сами воспитанники могут сформулировать этот принцип. В заключении педагог анализирует проведённую игру с разных позиций и делает выводы о степени выполнения возложенных на неё задач. При анализе уместно воспользоваться вопросами. Понравилась ли форма игры детям? Насколько увлечённо они играли? Все ли были включены в игру? Как действовали игроки? Выполняли ли игровые правила? Смогли ли понять принципы, заложенные в игре? Какие были реакции при знакомстве с новыми реалиями из духовно-нравственной сферы?

Ниже приведены примеры игр, направленных на всестороннее развитие духовно-нравственного потенциала дошкольников.

Подвижная игра «Совесть и покаяние». Цель игры: познание принципов духовно-нравственной реальности (совесть − помогает увидеть грехи; покаяние – исправляет их). Пробуждение у детей желания работать над собой и исправлять недостатки.

Содержание игры : по типу «холодо-горячо».

Игровые предметы: таблички «совесть» и «покаяние», конверт со списком грехов.

Дидактическая, подвижная игра «Смирение»

Цель игры: упражнение в добродетели (отличие «смиренных» поступков от «лжесмиренных».

Содержание игры – по принципу боулинга.

Игровые предметы: пластиковые стаканчики, мяч, список тематических ситуаций.

Игра драматизация «Добрый самарянин»

Цель игры: Учить детей поведению нравственного образца (взятие на себя роли положительных героев – доброго самарянина, хозяина гостиницы, путника).

Содержание игры: ролевое представление по евангельской притче.

Игровые предметы: таблички для игроков и специфичные атрибуты каждого персонажа.

Системное использование в педагогической практике игр по духовно-нравственному воспитанию, поможет создать особую среду, в которой происходит усвоение духовных и нравственных ценностей, развиваются положительные качества и взаимное общение детей и взрослых. Игра, как средство духовно-нравственного воспитания, поможет сделать духовный мир ребенка полным представлений, понятий об окружающем мире.

 

Литература:

 

  1. Менджерицкая Д.В. Воспитание детей в игре.М.: Просвещение, 1979. 356 с.
  2. Чебан А.Я, Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. М.: Прогресс, 2011. 80 с.
  3. Фролова А., Дедешко Л. Прикоснуться к истокам культуры предков // Дошкольное воспитание, 2006. № 5. С. 127-128.
  4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПБ: Питер, 2008. 750 с.
  5. Галицкая И.А., Метлик И.В. Понятие духовно-нравственное воспитание в современной педагогической теории и практике // Педагогика, 2009. №10. С. 36–45.