Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста

Косова Валентина Николаевна
Леонова Галина Григорьевна

Воспитатель, МАДОУ д/с №78, г. Белгород
Воспитатель, МАДОУ д/с №78, г. Белгород

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Косова В.Н., Леонова Г.Г. Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 18.04.2024).

Заказ № 779329


 

Театрализованная игра – это эффективное средство социально-эмоционального, речевого и художественно-творческого развития дошкольника.

Театрализованная деятельность в детском саду является источником развития чувств, глубоких переживаний, приобщает ребенка к духовным ценностям. В процессе театрализованных игр происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах, развитию творчества. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку, как личности.

В театрализованной деятельности детей раннего возраста огромную роль играет воспитатель. Яркие впечатления, оставленные игрой взрослого с ребенком, будут той первоосновой, на которой впоследствии разовьются начальные игровые умения, дальнейшие творческие качества детей.

Содержание театрализованной деятельности с детьми младшего возраста включает в себя:

  • игру с куклой (игрушкой);
  • просмотр кукольных спектаклей;
  • обыгрывание сказок, потешек;
  • знакомство с первыми сюжетами;
  • участие в несложных образных импровизациях.

У детей появляются первые представления о роли, ребенок осваивает действия, связанные с сюжетом и ролью. Сначала малыш играет «для себя», его мало заботит реакция окружающих. Воспринимать других людей как зрителей он еще не готов. Чуть позже дети очень любят играть на зрителя.

Для насыщения ребенка художественными впечатлениями необходимо чаще показывать игровые сюжеты: инсценировки с участием двух, трех персонажей настольного театра, театра мягкой игрушки, на фланелеграфе, пальчикового театра. Дети в этом возрасте любят больше всего игры с любимыми куклами: кукла обедает, собирается в гости, угощает друзей и т.д. Знакомство с миром театра в данном возрасте начинается именно с кукольного театра – наиболее близкого детям. Воспитатель должен обращать внимание на четкость дикции, на не слишком быстрый темп действий и речи при показе инсценировок, с тем, чтобы дети могли следить за действием.

В работе с малышами большое внимание уделяется отражению сказочных образов животных, анализируется характер движения и интонацию, например, летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся и падают на землю. Предлагаются детям игрушки, атрибуты для ряженья, эмблемы зверей для разыгрывания «Репки», «Курочки рябы», «Колобка». Необходимо добиться того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. Большое внимание уделяется речи детей, правильному произношению слов, воспитывается интерес и желание двигаться в различных образах – зверей, снежинок, петрушек.

Построение предметно-пространственной среды для театрализованной деятельности

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка. Уже с первых игр надо учить ребенка создавать элементарную предметно-пространственную среду, готовить необходимый игровой материал. В действительности место для игры оборудуют взрослые, но так, чтобы ребенок принимал в этом посильное участие. При этом нужно соблюдать требования к наглядному материалу. Он должен быть оформлен эстетически, вызывать конкретные отзывы. Мы не будем говорить об играх и пособиях, которые можно приобрести в магазине, а расскажем о тех, которые можно сделать своими руками.

Дидактическая кукла – имеет особое значение для развития словаря (одежда, обувь, постель, мебель, посуда, одежда для различных сезонов). Эта кукла является средством закрепления и активизации словаря в играх.

Театр масок – в нем можно показать очень много сказок в виде игр и инсценировок, можно также использовать и эмблемы с изображением того или иного персонажа.

Театр на фланелеграфе (или ковролине) наиболее прост в изготовлении и использовании. Дети охотно смотрят и воспроизводят сказку В.Г. Сутеева «Под грибком», по сборнику стихов А.Л. Барто «Игрушки», потешкам «Наши уточки с утра», «Вот и люди спят» и др.

Но специфика фланелеграфа такова, что при работе с ним можно показывать не всякое произведение. Например, нельзя достаточно убедительно показать сказку «Теремок», т.к. герои не могут ни входить в теремок, ни выглядывать из него.

Пальчиковый театр – с помощью пальчиковых кукол, наши руки и руки наших воспитанников превращаются в смешных человечков или смешных зверят, которые могут разыгрывать забавные сценки и танцевать.

Театр мягкой игрушки – небольшие сценки, можно разыгрывать и показывать детям, используя обыкновенные игрушки.

Уголок ряженья – малыши охотно используют в игре элементы костюма. Например, ребенок превращается в колобка, солнышко, цыпленка, золотую рыбку, надевая на себя желтую накидку.

Театрализованная игра позволяет малышу вступить с миром в такие взаимоотношения, в которые он не может вступить сам из-за ограничения возраста.

Таким образом, являясь одним из средств художественно-эстетической деятельности, театрализация наполняет жизнь детей интересным содержанием, предоставляет возможность каждому ребенку переживать радость творчества и обеспечивает эмоциональное благополучие. В дальнейшем правильно организованная театрализованная деятельность становится средством самовыражения ребенка, его самореализации в различных видах творчества, средством самоутверждения в группе сверстников.

Создание условий в ДОУ для театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста

Наш детский сад работает по программе «Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой. В каждой группе начиная с младшего дошкольного возраста оборудован центр «Играем в театр». Ни для кого не секрет, что театрализация наполняет жизнь детей интересным содержанием, предоставляет возможность каждому ребенку переживать радость творчества и обеспечивает эмоциональное благополучие. В дальнейшем правильно организованная театрализованная деятельность становится средством самовыражения ребенка, его самореализации в различных видах творчества, средством самоутверждения в группе сверстников.

Содержание центра «Играем в театр»:

  • Настольная ширма;
  • Фланелеграф;
  • Подиум;
  • Костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок «Колобок», «Курочка Ряба»;
  • Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра.

Наряду с традиционными в своей работе мы используем нетрадицонные виды театров:

  • Пальчиковый театр;
  • Кукольный театр;
  • Театр на фланелеграфе;
  • Настольный театр;
  • Театр на платках;
  • Театр на ложке;
  • Тактильный театр;
  • Театр на вешалке;
  • Театр на палочках;
  • Театр мягкой игрушки;
  • Движущийся театр.

В театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста огромную роль играет воспитатель. Яркие впечатления, оставленные игрой взрослого с ребенком, будут той первоосновой, на которой впоследствии разовьются начальные игровые умения, дальнейшие творческие качества детей.