Использование дидактических игр на закрепление правилам дорожного движения с детьми-логопатами

Полторабатько Нина Стефановна
Левочкина Ольга Андреевна
Чепурченко Ирина Анатольевна

Воспитатель, МБ ДОУ №11, г. Алексееевка
Воспитатель, МБ ДОУ №11, г. Алексееевка
Учитель-логопед, МБ ДОУ №11, г. Алексееевка

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Полторабатько Н.С., Левочкина О.А., Чепурченко И.А. Использование дидактических игр на закрепление правилам дорожного движения с детьми-логопатами // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 779057


 

Аннотация. Чтобы снизить количество ДТП необходимо повышать уровень знаний детей, изменить отношение к существующим правилам, выработать устойчивые положительные привычки у детей посредством использования дидактических игр и упражнений в образовательном процесс. В этом должны принимать участие и родители и ДОУ, т.к. ДОУ – самая первая ступень в системе непрерывного образования.

Ключевые слова: знак, перекресток, светофор, ПДД.

В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях. Причиной многих ДТП чаще всего становятся сами дети. Приводят к этому незнание элементарных основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

От того насколько ребёнок усвоит правила дорожного движения и станет точно выполнять их, а не только держать их в памяти, во многом зависит его здоровье и жизнь.

Значительное место в обучении дошкольников уделяется играм, позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению Правил дорожного движения. Игра – вид деятельности, имитирующий реальную жизнь. Умение играть – это обязательный показатель культуры, как личности, так и общества в целом.

При обучении детей правилам дорожной безопасности можно использовать самые разнообразные игры: дидактические; интеллектуально-познавательные (путешествия, КВН, викторины); интерактивные; сюжетно-ролевые; театрализованные и игры-драматизации; с использованием макетов; подвижные.

Любой человек является участником дорожного движения: кто-то в качестве пассажира, кто-то – водителя, а остальные являются пешеходами. Для того чтобы каждый из них знал, как ему действовать созданы правила дорожного движения. Дети знакомятся с ними во время проведения дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, интерактивных игр по ПДД.

В группе компенсирующей направленности нашего ДОУ разработана система дидактических игр направленных на закрепление правил дорожного движения, коррекцию звукопроизношения, соответствующая этапу автоматизации поставленных логопедом звуков. При составлении картотеки игр использовался принцип от простого к сложному (от изолированного звука до автоматизации его в словах) с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и программных требований к обучению детей с ОНР.

С детьми-логопатами были проведены занятия, где в ходе игр и игровых упражнений развивался фонематический слух, помогающий им отличать правильное произношение автоматизируемых звуков от неверного, подготавливался речевой аппарат к произнесению звуков, вызывались и автоматизировались поставленные звуки.

Все игры данной тематики, можно условно поделить на 2 группы: изучение знаков и правильного поведения на дороге.

К первой группе можно отнести следующие игры:

Дидактическая игра «Автошкола»

Цель: автоматизация звуков Р, Р` в словах, предложениях, в связной речи; развитие фонематического анализа, совершенствование навыка определения количества слогов в слове, места заданного звука в слове. 

Первый тур

В игре принимают участие не более трех детей. Первый тур разыгрывается по правилам классического лото. Педагог показывает картинки и называет их, например: «Какой знак?» или «Кто первый?».

При этом первый игрок выбирает слова, начинающиеся со звука Р, второй игрок – слова со звуком Р в середине, а третий игрок – со звуком Р в конце.

Второй тур

Картинки для каждого из участников игры педагог подбирает таким образом, чтобы их можно было связать единым сюжетом, например:

звук Р в начале слов – работа;

звук Р в середине слов –переход, красный, зебра;

звук Р в конце слов – светофор.

Во втором туре игры дети составляют короткие рассказы по своим картинкам, которые в данном случае играют роль своеобразного плана.

Примечание. Можно дифференцировать слова не по позиции звука Р в слове, а по количеству слогов: 1-й игрок выбирает слова односложные, 2-й – из двух слогов, а третий – из трех слогов.

Дидактическая игра «Угадай-ка?»

Цель: автоматизация звуков Р, Р` в словах и предложениях.

До начала игры, пока дети не видят, на столе в произвольном порядке раскладываются 12 парных картинок (т.е. 6 пар). Сверху они закрываются двенадцатью карточками с геометрическими фигурами. Игроки по очереди просят логопеда открыть две любые картинки, например:

Откройте, пожалуйста, красный квадрат и черный треугольник.

Логопед выполняет просьбу, и игрок четко называет картинки, которые видит под карточками с геометрическими фигурами.

Если открылись непарные картинки, логопед снова закрывает их, а ход передает следующему игроку. Если же картинки парные, логопед убирает их со стола, а удачливому игроку предоставляется право сделать еще один ход. Побеждает тот участник игры, который откроет последнюю пару картинок.

Примечание: можно использовать эту игру для автоматизации любых звуков, приготовив предварительно картинки с соответствующими звуками, а вместо геометрических фигур слоги, напечатанные на таких же картонках.

Многофункциональное пособие «Поле чудес» – это панно с карманами. В каждый карман вставляются цветные картинки. В середине – пустая клетка с красной точкой.

Пособие можно применять на любом занятии, подбирая игры в соответствии с его целями. Это игры на развитие и коррекцию:

  • психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления);
  • звукопроизношения;
  • слоговой структуры слова;
  • активного и пассивного словаря;
  • грамматического строя речи;
  • связной речи;
  • фонематического слуха и восприятия;
  • звуко-слогового анализа и синтеза.

Игры также способствуют совершенствованию пространственной ориентировки, формированию математических представлений, расширению кругозора детей.

Перечень и тематика игр в составе «Поля чудес»:

«Поехали», «Знаки всякие важны», «Определи дорожный знак», «Мы – водители», «Школа светофора» , «Наши друзья – дорожные знаки», «Мы идём через дорогу».

Игра «Дорожный экзамен»

Цель: обучать правилам дорожного движения и поведения на дороге; развивать мышление, память, внимание, речь, автоматизация звуков Л, Ль. 

Ход игры: Ребенок – водитель-ученик, сдающий экзамен на право вождения автомобиля. Он «едет» по дороге и, завидев тот или иной знак, объясняет, что он должен сделать. Дидактические игры «ПДДешка», «Знаки всякие важны», «Стрелка, стрелка, покружись…» или «Умные стрелки», «Собери дорожный узелок», «Узнай дорожный знак (предупреждающие, указательные, запрещающие)» и т.д. направлены на закрепление знаний детей о знаках дорожного движения. ориентировки на плоскости; развития зрительного восприятия, внимания, памяти, мелкой моторики рук, умения анализировать; автоматизацию поставленных звуков.

Во вторую группу дидактических игр по ПДД относят: «Большая прогулка»; «Дорожная азбука»; «Чудо- светофор»; «Разрезные картинки»; и т.д.

Для проведения всех этих дидактических игр изготовили наглядный материал. Это: основные знаки, регулирующие дорожное движение; светофор; изображения регулировщика; картинки или макеты различного транспорта; карта улиц с пешеходными переходами, перекрестками и зданиями.

Проявить себя, показать чему научились, дети могут в интеллектуально-познавательных играх. Подбор игр объединяется одним сюжетом, тематикой (игры-путешествия, занимательные викторины, КВН): «Безопасная прогулка», «Путешествие в сказочном экспрессе», «Самый умный на дороге», «Зеленый огонек», «Светофория». Эта группа игр развивает интеллектуальные качества личности, свойства ума, позволяет приобрести знания. Дети сопереживают друг другу, проявляется чувство гордости, товарищества.

Интерактивные игры развивают быстроту мысли, способствуют закреплению пройденного материала: Лепбук «Азбука дорожного движения», «Повелители непогоды», «Раскраска дорожных знаков», «Викторина». Они преподносятся детям в интересной, игровой форме, с участием героев мультфильмов. Дети получают не только удовольствие, но и обучаются. 

Таким образом, дидактические игры являются одной из уникальных форм обучения, у детей через игру сформировываются основы безопасного поведения на дороге, систематизируются знания о правилах дорожного движения, они учатся их применять в разнообразных жизненных ситуациях, происходит автоматизация всех звуков родного языка.

 

Литература:

 

  1. Акимова Г. Е., Федорова Е. В., Яковлева Е.Н. Лучшие игры для детей от 2 до 7 лет. СПб., 2014. 243 с.
  2. Кирьянова В.Н. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. М.: Третий Рим, 2013. 56 с.
  3. Селевко Г.В. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 2014. 256 с.
  4. Эльконин Л.Б., Психология игры. 2-е изд-е. М.: Туманит. Владос, 2013. 269 с.
  5. Яковлев В.Ф. Комментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации. М.: Третий Рим, 2014. 192 с.