Дидактическое пособие «Дерево – четыре сезона»

Хвостик Галина Николаевна

Старший воспитатель, АН ДОО "Алмазик" детский сад №52 "Крепыш", г. Мирный, республика Саха (Якутия)

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Хвостик Г.Н. Дидактическое пособие «Дерево – четыре сезона» // Совушка. 2020. N4 (22). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/22/ (дата обращения: 23.04.2024).

Заказ № 772495


 

Современный детский сад – это место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками. С введением ФГОС ДО одним из важных условий является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) – это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом. Развивающим потенциалом должны обладать не только предметы среды, но и само пространство должно нести развивающую функцию. И под пространством понимается не только пространство группы, пространство всего детского сада. В каждой области имеются свои центры. Одной из основных задач при ознакомлении дошкольников с временными понятиями является формирование знаний о последовательности смены времен года. Дети должны понять и запомнить последовательность смены времён года.

Данное дидактическое пособие предназначено для детей 3-7 лет, прекрасно подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками. «Дерево – четыре сезона» может быть использовано в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: развитие познавательно-речевой деятельности детей дошкольного возраста через организацию взаимодействия с макетом «Дерево – четыре сезона», каждый сегмент которого означает определенное время года.

Задачи:

  • формировать представления о чередовании времен года;
  • формировать умение устанавливать связи между явлениями природы и временами года, делать обобщения, называть их в речи;
  • расширять представления о сезонных изменениях в природе;
  • учить сравнивать количество предметов между собой;
  • совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях;
  • формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера;
  • учить детей договариваться друг с другом о правилах игры, подчиняясь этим правилам на протяжении всего взаимодействия между собой и с дидактической игрой.

Пособие используется как часть календаря природы, способствует эффективному формированию представлений о временах года у детей дошкольного возраста. Пособие объемное, представляет собой макет дерева. Дерево изготовлено из фанеры, разделено на четыре сектора соответствующих временам года.

 

Методические приемы работы с дидактическим пособием:

Беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов о временах года, птицах, составление коротких рассказов, отгадывание загадок, дидактические игры.

 

Первая часть сектора представляет собой дерево зимой. На него дети могут прилепить снежинки, зимующих птиц и т.п.

Вторая часть сектора окрашена в светло-зеленый цвет, представляет дерево весной. На нем могут располагаться листочки зеленого цвета, а также розовые цветы – цветение яблони.

Третья часть сектора окрашена в зеленый цвет, представляет «дерево летом». В этом секторе расположены фрукты на дереве.

Четвертая часть сектора окрашена в оранжевый цвет, представляет собой дерево осенью. На нем могут располагаться листочки, выполненные из фетра желтого, оранжевого цвета. 

Пособие может обновляться новыми экспонатами: (всё зависит от того, какие задачи ставит педагог) куклами в сезонных одеждах, фигурками животных, а также сезонными атрибутами для использовании в различной игровой деятельности.

 Основные достоинства дидактического пособия «Дерево – четыре сезона»:

  • Доступность;
  • Мобильность;
  • Многофункциональность;
  • Возможность замены учебного материала.

Использование в качестве образовательной и игровой мотивации

В работе с пособием используются различные варианты игровых заданий и упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Игры с макетом

Угадай время года

Цель: Формировать умение устанавливать связи между явлениями природы и временами года, делать обобщения, называть их в речи.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям по признакам, выложенным на столе (желтые листья, снег, яблоневый цвет и т. п.), определить загаданное время года, а также дополнить своими знаниями и закрепить детали на дереве. Игра может использоваться при взаимодействии нескольких детей. Тогда можно предложить каждому рассказать о доставшемся времени года или рассказать об одном по очереди, не повторяясь.

Последовательность времен

Цель: Формировать представления о чередовании времен года.

Ход игры: Ребенку предлагается определить последовательность событий, относящихся к смене времен года. Например, зимой был снег, деревья спали; весной деревья начали просыпаться, зацвели деревья и трава; летом из цветов появились плоды; осенью плоды созрели. Так же можно использовать куклу и рассказать о том, как проходит год.

Что лишнее

Цель: Продолжать формировать умение устанавливать связи между явлениями природы и временами года.

Ход игры: На сегменте дерева, посвященному одному из времен года, находится деталь, не соответствующая этому времени года. Ребенку нужно ее найти и объяснить свое мнение. В игру можно играть нескольким детям.

Посчитай и сравни

Цель: Продолжать учить счету в пределах 10, учить сравнивать количество предметов между собой.

Ход игры: используются съемные элементы без дерева (или с деревом). Воспитатель по своему усмотрению раскладывает перед ребенком от 2 до 6 видов элементов (листья зеленые и оранжевые, яблоки зеленые и красные, снег, цветы) в любом количестве от 1до 10. Ребенку предлагается поставить знак «больше», «меньше», «равно» между группами предметов.

Год начинается с зимы

Цель: формировать умение слушать произведения искусства, запоминать услышанное, анализировать поэтический текст.

Ход игры: Воспитатель читает стихотворение «Год начинается с зимы...» и по ходу чтения стихотворения, ребенок раскладывает на дереве те элементы, о которых упоминается в стихотворении. С усложнением можно играть так: воспитатель прочитывает текст, а потом ребенок по памяти раскладывает элементы. Еще более сложный вариант предполагает разучивание ребенком стихотворения и самостоятельную игру.